Конспект урока: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.
Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть систематическое положение человека.
2) Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.
Фронтальный опрос: 1) Каковы причины эволюции по Ч. Дарвину? 2) В чем суть естественного отбора? 3) Какова связь между наследственностью и изменчивостью? 4) По каким признакам человека относят к группе приматов?
III. Изучение нового материала
Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)
Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)
Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.
3. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)
Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.
Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.
Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.
Австралопитеки (южные люди)
5 млн. лет назад, ходили на 2 ногах, жили группами, мозг V=500 – 600 см3, не владели речью
Род Homo
Виды:
Человек умелый (2 млн. лет назад)
Vмозга=500 – 800 см3,изготовляли простейшие орудия
Человек Выпрямленный (1 – 2 млн. лет назад)
о. Ява г. Пекин
Германия
Человек разумный
Среднего роста, атлетического строения, нет подбородочного выступа, Vмозга=1400 – 1700 см3, охотники, хоронили близких, одежда, жили в пещерах.
Рост 180 см, высокий лоб, нет надбровных валиков, речь, Vмозга=1800 см3, орудия из камня, кости, рога, живопись, скульптура, охота, производящее хозяйство.
Насекомоядные
Схема:
Гиббоны, орангутаны
Парапитеки
Дриопитеки
Горилла
Австралопитеки
Шимпанзе
Древнейшие люди
(питекантроп, синантроп)
Древние люди
(неандертальцы)
Современные люди
(кроманьонцы)
Закрепление.
Заполнить таблицу (на дом):
| Какие органы претерпели макс. изменение в эволюции? | Характер изменений | Причины изменений |
Австралопитек | | | |
Питекантроп, синантроп, гейдельбергский ч-к | | | |
Неандертальцы | | | |
Кроманьонцы | | | |
IV. Д/з *4
Вопр. 5, стр. 21 (п)
Закрепление знаний. Ответы на вопросы в конце § 4.