Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения _____________
Тема:Владимиро-Суздальское княжество.
Цели урока: - познакомить с особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества
- определить характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать знания о центрах политической жизни Руси, о политических и эконо-мических особенностях Владимиро-Суздальского княжества; актуализировать понятия «политическая раздробленность», « наследственная и ограниченная монархия», познакомить учащихся с государст-венными деятелями данного периода; продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать, делать вывод
Метопредметные УУД:
коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
познавательные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осознание качества и уровня усвоения;
личностные: осознание себя как гражданина своей страны, осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник «история России. 6 класс» под ред. А.В.Торкунова, презентация
План изучения нового материала:
1.Освоение земель Северо – Восточной Руси
2.Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях
3.Князь Юрий Долгорукий.
4.Андрей Боголюбский.
5.Всеволод Большое Гнездо.
6.Культура Владимиро – Суздальской земли
1.Организационный момент. Приветствие «Поздоровайся ладошками»
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.
Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.
Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой) Успеха (Указательный)Большого (средний)
Удачи (безымянный) Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью).
- Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
2.Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний.
2.1. Организует беседу:
Посмотрите на слайд, на нем представлено стихотворение
Мы — россияне — род старинный,
И герб свой с гордостью несём.
Мы — россияне — род былинный,
И крепки духом оттого,
Что мы не знаем середины,
Нам нужно всё… иль ничего!
Валентин Ковалев
Что значит МЫ – Россияне? Что нас объединяет?
Делает вывод: у нас одна Родина. С чего начинается Родина? Сегодня на уроке мы продолжим характеристику русских княжеств и поиск исторических фактов в различных источниках информации об истоках Российской государственности.
Прежде, чем перейдем к теме урока, повторим изученный материал.
а)Уточняет: верно, ли для Руси выражение распад государства.
Б) На прошлом уроке мы анализировали процесс политической раздробленности на Руси
(вопросы на слайде)
-Объясните понятие политическая раздробленность.
-Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью?
-Каковы были политические причины раздробленности Древнерусского государства?
-Каковы были последствия политической раздробленности?
-Когда наступил этот период?
-Сколько самостоятельных княжеств выделилось?
2.2.Работа с картой-стр. 105
- назовите наиболее крупные княжества.
2.3. Определение темы и задач урока
Представьте себе, что у развилки, от которой отходят три дороги, остановились три всадника, символизирующие Юго-Западную, Северо-Восточную и Северо-Западную Русь остановились перед камнем. На камне надпись:
На право пойдешь, – будешь полным хозяином в своем уделе.
Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр.
Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении»
Какой путь выберут князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли?
И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество.
-Тема урока: «Владимиро – Суздальское княжество».
-Определяем задачи
- какие вопросы нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была полной?
3.Работа над новым материалом
3.1. Объясни «»Залесская земля (ответы уч-ся )
Учитель:«Земля за великим лесом» - Залесская Русь в XI была окраиной Древнерусского государства. Это обширная и богатая территория с сетью рек, лесами, болотами, плодородными землями тогда еще только заселялась. Первоначально эта территория не привлекала киевских князей. Как же случилось, что именно эта территория стала претендовать на первенство в последующие периоды русской истории?
Итак, мы отправляемся во Владимиро – Суздальское княжество.
Задание: найдите территорию княжества на карте ( стр. 105 учебник), показ на настенной карте
3.2. работа над п.1. параграфа 13 Освоение земель Северо – Восточной Руси.
Задание: работая с п.1 ( стр. 108-109), составьте рассказ о Владимиро – Суздальском княжестве по плану
- географическое положение
- природные условия
-главные города
-занятия населения
Сделать вывод: какие особенности способствовали ее успешному развитию?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север (хлопок руками над головой)
Юг (хлопок)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)
(повторить 2 раза)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите.
(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)
3.3.Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях.
Но не только природные и экономические условия могут способствовать возвышению или ослаблению княжества. Большую роль в истории играет и личность правителя. Во Владимиро-Суздальском княжестве была сильная княжеская власть.
Задание: работая с п.2 назовите факторы способствующие усилению власти северо-
восточных князей.
Учитель:Сегодня мы познакомимся с тремя правителями Владимиро-Суздальского княжества.
3.4.Работаем в группах.
Задание: рассказать о различных аспектах жизни и деятельности князя. Какие положительные черты были ему присущи как государственному деятелю? Какие качества князя вам не понравились? Почему?
1 группа – князь Юрий Долгорукий ( п. 3, стр. 110)
2 группа – князь Андрей Боголюбский ( п.4, стр. 111)
3 группа - князь Всеволод Большое Гнездо ( п.5 стр. 113)
Учител:
-Что объединяет всех этих политических личностей?
-В чем их сильные и слабые стороны?
3.5.Рассказ учителя. Культура Владимиро – Суздальской земли.
На прошлом уроке мы говорили, что политическая раздробленность Руси имела и положительные последствия. Каждое княжество приобретало особые черты культурного наследия.
-Успенский собор во Владимире при А.Боголюбском
-Храм Покрова на Нерли под Владимиром при А.Боголюбском
4.Подведем итоги.
-Чем вы можете объяснить столь резкий взлет в развитии Владимиро – Суздальского княжества? Природными или человеческими факторами?
-Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?
-Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве?
-Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор?
-Назовите характерные черты внутренней и внешней политики владимирских князей.
5.Д.з. § 13, составить рассказ от имени купца, посетившего Владимирско-Суздальскую землю