Конспект урока по хору (старшие классы)
«Духовно-нравственное воспитание
средствами хорового искусства»
Цель урока: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся в процессе работы над хоровыми сочинениями современных авторов.
Задачи: обучающие –
обучать приобретению интонационных навыков;
формировать навыки хорового ансамбля;
развивающие –
развивать гармонический слух;
приобретать навыки коллективного музицирования;
воспитывающие -
помочь становлению личности через изучения хорового искусства;
воспитывать в обучающихся духовно-нравственные качества;
обогащать музыкальный кругозор обучающихся.
Методы реализации поставленных задач:
- практический;
- словесный:
- наглядный.
Приемы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент
Вокально-хоровые упражнения
Беседа о категориях «духовность» и «нравственность»
Работа над произведением «Храм» (муз. Ел. Богдановой, сл. священника Вл. Шамонина).
Работа над произведением «Всего-то навсего» (муз. мон. Иулиании (Денисовой), сл. протоиерея Ан.Логвинова)
Работа над произведением «Христославы» (муз. Ел.Богдановой, сл. А.Корнифского)
Подведение итогов урока
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вокально-хоровые упражнения
- упражнения на активизацию певческого дыхания;
- пение на одном звуке: н…а;
- пение м2 и б2 вверх и вниз: ма-ку;
- пение на слог зо (V VI IV V III IV II III I);
- пение двухголосия параллельными квинтами: ли-ку, лё-ма.
3. Беседа о категориях «духовность» и «нравственность»
Сегодня на занятии мы затронем такие понятия как нравственность и духовность. Что же они обозначают?
Нравственность – это красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру и людям.
Духовность (С. Ожегов) - Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовный (В. Даль) - Всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Духовность выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим началом, Истиной.
Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух».
Сегодня мы будем работать над хоровыми произведениями, которые помогут нам приблизиться к пониманию таких необходимых качеств личности – нравственность и духовность.
4. Муз.Ел. Богдановой, сл. священника Вл. Шамонина «Храм»
Это музыкально-словесное изображение дома Божьего.
Кирие элейсон – Господи, помилуй. С древнейших времен в Русской Православной Церкви сохранилась традиция пения некоторых песнопений на греческом языке: Кирие элейсон (Господи, помилуй), Ис пола эти дэспота (многая лета, Владыка), Аксиос (Достоин) и др.
- работа над двухголосием: совершенные консонансы – широта, свобода;
- ритмический ансамбль (ритмическая четкость между хоровыми партиями, между хором и сопровождением);
Хочется пожелать каждому из нас построить храм в своей душе, а для этого нужно всего-то навсего жить в мире, любви и согласии.
5. Муз. монахини Иулиании (Денисовой), сл. протоиерея Ан.Логвинова
«Всего-то навсего»
- работа над 1 куплетом и припевом: сольфеджирование, пропевание текста;
- простота, доступность, понятность – ясная гармония, повторяющиеся мотивы, секвенции;
- музыкальная форма данного произведения схожа с музыкальной формой в произведении «Храм»: припев, 1 куплет, припев, 2 куплет, припев, кода; развитие к припеву после 2 куплета – кульминация.
Ирина Денисова окончила Петербургскую консерваторию как хормейстер и как композитор. Много лет она руководила замечательным хором кафедрального собора в г.Минске (Беларусь). Но лет пять назад она принимает монашество, но музыку не оставляет: она – регент хора Свято-Елисаветинского монастыря, продолжает сочинять хоровые произведения.
- аудио-запись произведения – исполняет праздничный хор кафедрального собора (смешанный состав) и хор сестер Свято-Елисаветинского монастыря; а cappella.
- исполнить произведение со 2 куплета.
6. Муз. Ел.Богдановой, сл.А.Корнифского «Христославы»
Совсем недавно весь православный народ праздновал Рождество Христово. Это самый светлый и радостный праздник. Вплоть до Крещения продолжаются Святки, время радости, веселия.
Основная и традиционная форма празднования Рождества Христова на Руси – детские крестные ходы с пением рождественских колядок, прославляющих Христа, поход в гости к соседям с Вифлеемской звездой, рождественским вертепом, хоровым праздничным пением и чтением стихотворных рождественских приветствий. В хоровом произведении «Христославы» как раз повествуется об это Святочном действе.
- основная тональность Си-бемоль мажор, во 2 части – Ре мажор; форма – трехчастная репризная (реприза не точная: изменения темпа, три предложения с дополнением).
- 1 часть: работа над звуковедением и над цепным дыханием;
- 3 часть: смена темпа с сохранением легато и кантилены;
- 2 часть: нижние голоса – точность ритмического рисунка, ритмического ансамбль (хор и сопровождение); точное вступление СI; обратить внимание на смену звуковедения, динамики «под оконцами стучатся...»
- исполнение всего произведения.
7. Подведение итогов урока
Духовность – это проявление высшей красоты и гармонии.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
В заключении, хочется поблагодарить хор за работу и всем нам пожелать, чтобы этот свет Христов, к которому мы с вами постарались приблизиться, всегда освещал наш жизненный путь.
Литература:
Барковская С.П. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. – М., 1999.
Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе:– Москва, 1994.
О церковном пении / Сб. статей, сост. О.В. Лада. – М.: Талан, 1997.
Паисов Ю.И. Русская духовная музыка и современность. М.: Композитор, 1999.
Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.