СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по хору (старшие классы) «духовно-нравственное воспитание средствами хорового искусства»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся в процессе работы над хоровыми сочинениями современных авторов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по хору (старшие классы) «духовно-нравственное воспитание средствами хорового искусства»»

Конспект урока по хору (старшие классы)


«Духовно-нравственное воспитание

средствами хорового искусства»


Цель урока: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся в процессе работы над хоровыми сочинениями современных авторов.

Задачи: обучающие –

  1. обучать приобретению интонационных навыков;

  2. формировать навыки хорового ансамбля;

развивающие –

  1. развивать гармонический слух;

  2. приобретать навыки коллективного музицирования;

воспитывающие -

  1. помочь становлению личности через изучения хорового искусства;

  2. воспитывать в обучающихся духовно-нравственные качества;

  3. обогащать музыкальный кругозор обучающихся.

Методы реализации поставленных задач:

- практический;

- словесный:

- наглядный.

Приемы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный.


ПЛАН УРОКА:


  1. Организационный момент

  2. Вокально-хоровые упражнения

  3. Беседа о категориях «духовность» и «нравственность»

  4. Работа над произведением «Храм» (муз. Ел. Богдановой, сл. священника Вл. Шамонина).

  5. Работа над произведением «Всего-то навсего» (муз. мон. Иулиании (Денисовой), сл. протоиерея Ан.Логвинова)

  6. Работа над произведением «Христославы» (муз. Ел.Богдановой, сл. А.Корнифского)

  7. Подведение итогов урока


ХОД УРОКА:


1. Организационный момент.


2. Вокально-хоровые упражнения

- упражнения на активизацию певческого дыхания;

- пение на одном звуке: н…а;

- пение м2 и б2 вверх и вниз: ма-ку;

- пение на слог зо (V VI IV V III IV II III I);

- пение двухголосия параллельными квинтами: ли-ку, лё-ма.


3. Беседа о категориях «духовность» и «нравственность»

Сегодня на занятии мы затронем такие понятия как нравственность и духовность. Что же они обозначают?

Нравственность – это красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру и людям.

Духовность (С. Ожегов) - Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовный (В. Даль) - Всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

Духовность выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с Высшим началом, Истиной.

Не случайно в самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух».

Сегодня мы будем работать над хоровыми произведениями, которые помогут нам приблизиться к пониманию таких необходимых качеств личности – нравственность и духовность.


4. Муз.Ел. Богдановой, сл. священника Вл. Шамонина «Храм»

Это музыкально-словесное изображение дома Божьего.

Кирие элейсон – Господи, помилуй. С древнейших времен в Русской Православной Церкви сохранилась традиция пения некоторых песнопений на греческом языке: Кирие элейсон (Господи, помилуй), Ис пола эти дэспота (многая лета, Владыка), Аксиос (Достоин) и др.

- работа над двухголосием: совершенные консонансы – широта, свобода;

- ритмический ансамбль (ритмическая четкость между хоровыми партиями, между хором и сопровождением);

Хочется пожелать каждому из нас построить храм в своей душе, а для этого нужно всего-то навсего жить в мире, любви и согласии.


5. Муз. монахини Иулиании (Денисовой), сл. протоиерея Ан.Логвинова

«Всего-то навсего»

- работа над 1 куплетом и припевом: сольфеджирование, пропевание текста;

- простота, доступность, понятность – ясная гармония, повторяющиеся мотивы, секвенции;

- музыкальная форма данного произведения схожа с музыкальной формой в произведении «Храм»: припев, 1 куплет, припев, 2 куплет, припев, кода; развитие к припеву после 2 куплета – кульминация.

Ирина Денисова окончила Петербургскую консерваторию как хормейстер и как композитор. Много лет она руководила замечательным хором кафедрального собора в г.Минске (Беларусь). Но лет пять назад она принимает монашество, но музыку не оставляет: она – регент хора Свято-Елисаветинского монастыря, продолжает сочинять хоровые произведения.

- аудио-запись произведения – исполняет праздничный хор кафедрального собора (смешанный состав) и хор сестер Свято-Елисаветинского монастыря; а cappella.

- исполнить произведение со 2 куплета.


6. Муз. Ел.Богдановой, сл.А.Корнифского «Христославы»

Совсем недавно весь православный народ праздновал Рождество Христово. Это самый светлый и радостный праздник. Вплоть до Крещения продолжаются Святки, время радости, веселия.

Основная и традиционная форма празднования Рождества Христова на Руси – детские крестные ходы с пением рождественских колядок, прославляющих Христа, поход в гости к соседям с Вифлеемской звездой, рождественским вертепом, хоровым праздничным пением и чтением стихотворных рождественских приветствий. В хоровом произведении «Христославы» как раз повествуется об это Святочном действе.

- основная тональность Си-бемоль мажор, во 2 части – Ре мажор; форма – трехчастная репризная (реприза не точная: изменения темпа, три предложения с дополнением).

- 1 часть: работа над звуковедением и над цепным дыханием;

- 3 часть: смена темпа с сохранением легато и кантилены;

- 2 часть: нижние голоса – точность ритмического рисунка, ритмического ансамбль (хор и сопровождение); точное вступление СI; обратить внимание на смену звуковедения, динамики «под оконцами стучатся...»

- исполнение всего произведения.


7. Подведение итогов урока

Духовность – это проявление высшей красоты и гармонии.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

В заключении, хочется поблагодарить хор за работу и всем нам пожелать, чтобы этот свет Христов, к которому мы с вами постарались приблизиться, всегда освещал наш жизненный путь.



Литература:


  1. Барковская С.П. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. – М., 1999.

  2. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе:– Москва, 1994.

  3. О церковном пении / Сб. статей, сост. О.В. Лада. – М.: Талан, 1997.

  4. Паисов Ю.И. Русская духовная музыка и современность. М.: Композитор, 1999.

  5. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.