11.12.18 год. Литература. 10 класс. (39 урок)
Тема: «Проверочная работа оп творчеству И.А.Гончарова»
Цели урока:
Обучающая:
1. помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной;
2. учить анализу прозаического произведения, умению правильного выделения ключевых эпизодов, самостоятельному исследованию авторского текста.
3.Обучать речевой характеристике героя.
2.Воспитательная:
1. воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
2.формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам.
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения: слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и преподавателя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос
На доске проблемный вопрос: «Почему молодой, энергичный, деятельный Илья Ильич превращается в апатичного, безвольного, бездеятельностного Обломова?» (Слайд 4)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
- Трудно найти в русской литературе образ более противоречивый ,чем Илья Обломов. Судите сами:
Критик Добролюбов скажет так: «В «Обломове» показан кризис и распад крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний среди «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Рудиных! Но в нём типичный комплекс «лишнего человека» доведён до парадокса — за которым распад и гибель человека».
Другая позиция у критика Дружинина: «Напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями уси-ливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: ведь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропереходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».
III. Целеполагание.
-Кто же он такой, человек, вызвавший столь противоположные мнения? На какой почве взращён этот характер? Нужны ли такие люди обществу, России?
Итак, главный герой Илья Ильич Обломов появляется уже с первых страниц романа. (Текст:1 глава, 1 часть)
-Каким представляет нам автор Обломова в начале романа? Что мы узнаем о нем, о его образе жизни? Чем он занимается?
-Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
- Как нарисована внешность героя, обстановка, его окружающая? (Обратите внимание на детали портрета, поведение героя).
-Найдите в тексте описание внешности героя, одежды (халат, тапочки). Описание комнаты? (работа с текстом, с деталями)
-Каков обычный день Обломова?
-С помощью каких деталей достигается комизм образа? (1. Портрет героя. 2. Интерьер.3. Вещи-символы.)
IV. Изучение материала.
-Как же формировался характер Ильи Обломова, ведь сам герой задаёт себе вопрос: «Отчего я такой?
Работа с текстом, деталями.
(«...воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще чёрными делами не занимался».)
В черновой рукописи романа читаем: «никакими подлыми делами не занимался».
-Как вы думаете, о каких подлых делах идёт речь? (Труд.)
Ирония Гончарова очевидна. Подлые и чёрные дела — это труд. И это не индивидуальное мнение героя, это опыт многих поколений, которые, как сказано далее в романе «сносили труд как наказание, наложенное ещё на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
Иначе и быть не могло, ведь символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон. (Пересказать его кратко).
Но нельзя сказать, что Обломов - нравственно «мертвый» человек, в нем каждодневно происходила « внутренняя вулканическая работа пылкой головы, гуманного сердца».
-О каких мечтах Обломова говорит писатель?
-Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?
Текст: «Тогда он еще был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив; то, по крайне мере, живее, чем теперь, еще он был полон разных стремлений, все чего- то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - к службе, думал о роли в обществе.
Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло 30 лет, а он ни шаг не подвинулся ни на каком поприще…»
-Что означает понятие «обломовщина»? Дайте своё объяснение этому явлению.(Все пороки крепостничества И.А.Гончаров свёл воедино, объединил в одно понятие – обломовщина)
-Попробуем сформулировать тему и идейное содержание романа.
(Главная тема произведения – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь).
V. Физминутка. Гимнастика для глаз
Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
VI. Закрепление материала.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель»)
- А теперь вернёмся к нашему вопросу, записанному на доске.
- Почему Илья Ильич превращается в апатичного, нерешительного человека, которому «лень» жить, который не приспособлен к жизни, к труду? В чем его трагедия?
Ответ очевиден: таким его сделало барское воспитание, крепостное общество.
- Изобразил ли Гончаров людей, которые могут сказать это всемогущее слово «вперёд»? Были ли такие люди в России?
- Живы ли сейчас Обломовы и Штольцы?
Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».
I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:
1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;
2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев - Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).
II. Штольц – антипод Обломова:
1) общие черты:
а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
б) вероиспове´дание (православие);
в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;
г) служба и быстрая отставка;
д) любовь к Ольге Ильинской;
2) черты различий:
а) портрет;
б) родители;
в) воспитание;
г) отношение к учёбе в пансионате;
д) дальнейшее образование;
е) образ жизни;
ж) ведение хозяйства;
з) жизненные стремления;
и) взгляды на общество;
к) отношение к Ольге;
л) взаимоотношения и взаимовлияние;
м) самооценка;
н) особенности характера.
III. Значение образов Обломова и Штольца:
Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.
Работа по написанию сочинения.
Отбор цитатного материала к сочинению.
Работа с черновиком. Проверка, правка.
Переписывание сочинения в тетрадь.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение по темам.
1. Театр Островского. Сообщение.
2. Драму «Гроза» прочитать.
3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.