Конспект урока по литературному чтению « И.А. Крылов. Трудолюбивый медведь»
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие.
- Наш урок мне бы хотелось начать словами: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело-только мука…»
- Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.
Тема урока у нас непроста,
Гостья будет у нас хороша:
Поучительна, мудра,
Кто же такая она? ( на слайде буквы «раскиданы» и дети собирают из них слово «БАСНЯ»).
- Может кто – то из вас знает, что такое басня?
- Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет.
- А как называют автора басни? (Баснописец)
- Каких баснописцев вы знаете? Эзоп, Крылов, Толстой.
- У меня на столе волшебный сундучок баснописца. Определите, из какой басни эти строки и кто автор:
-Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона! (Слон и Моська)
-Да только воз и ныне там… (Лебедь, рак и щука)
Молодцы. А может кто то расскажет об авторе или баснописце.
- Биография Крылова (Куликов, Игнатьева)
(ребята внимательно прослушали, а кто запомнил … 2 вопроса)
- Сегодня знакомство с новой басней. Помогите мне прочитать ее название
. Какие буквы спрятались?
ТР_Д_Л_Б_ВЫЙ М_ДВ_ДЬ (Трудолюбивый медведь)
О ком будет идти речь?
- Какого вы представляете медведя? (Сильного, злого…)
-Итак, автор известен, произведение известно, сформулируйте тему урока. Басня И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь»
-Цель? урока (Узнать о чем это произведение, понять замысел автора)
-Что нужно для достижения этой цели? Какие задачи поставим. (Уметь работать с текстом (чтение), объяснять значения непонятных слов (словарная работа), подтверждать словами из текста тему и основную мысль.)
Словарная работа: с. 39-40 (на экране) помогите определить значение выр-я Кум в басне – друг, приятель..
Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери
Первичное чтение: учителем.
Проверка первичного чтения: Ребята, а кто понял глав.мысль?
- А давайте прочитаем еще раз, чтобы осмыслить это произведение. (самостоятельно вполголоса)
Кто вам понравился? Почему? Мужик, потому, что он трудолюбивый и помог медведю советом.
Может еще какое выр-е стало непонятно?
Чтение и анализ конкретного содержания басни
- Назовите главных героев басни. (Мужик и медведь)
- Каким вы себе представляете мужика? (Сильный, работящий)
- Каким медведя? (Ленивым)
- Почему медведь «задумал жить такими же трудами», как мужик? (Он позавидовал мужику, что «тот деньги так просто зарабатывает»)
Работа с текстом. - В чем причина неудач медведя? Подтвердите ответ строками из басни.
- Ребята, а какая пословица просится к этой басне.?
- А сейчас вы выполните следующее задание.
На слайде вы видите 2 столбика: с началом пословицы и с ее окончанием. Вам нужно правильно соединить пословицы
(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; Делу – время, потехе – час; Сколько волка не корми, все - равно в лес смотрит; Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 7 раз отмерь – 1раз отрежь.)
- Какие пословицы лучше выражают главную мысль басни?
Работа над моралью.
- Глав. Мысль басни или мораль в чем?
Найдите и прочитайте мораль басни? В чьих словах она заключается?
Она заключается в словах мужика:
«В том, - отвечал сосед, -
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".
- Перескажите мораль басни своими словами ( Плохо, если человек берется за дело, не поняв, как его делать. Поспешность и самоуверенность не приводят к хорошему результату.)
- О каких (зад.из р.т. 5)
Выразительное чтение: - А теперь попробуйте потренироваться прочитать выразительно (если останется время)
- Сколько действующих лиц в басне? (Два)
- Как надо читать слова мужика? (Слова мужика – спокойные, уверенные, поучительные)
- Как слова медведя? (медведя – грубо…)
Д.з. 1. Выр. Чтение, р.т. с. 5 (1, 2)
2. Выр.чтение р.т. с. 5 (3)