Конспект урока по литературному чтению 3 класс
ТЕМА: И.Соколов-Микитов «Листопадничек» (2-й урок)
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Методы , приемы: наглядные, практичные, словесные
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Литература: Программа, учебник , литература.
Оборудование: наглядность, портрет, тетради, учебник
Ход урока
I.Организационный момент .
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ»
—Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Как называется произведение, которое звучало? Кто композитор?
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) От каких слов образовалось слово? (лист, падать) Листопад – это сложное слово, образованное с помощью двух корней (лист + падать).
- А какие изменения происходят осенью в жизни животных?
II.Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».
МЕТОД «ожидания и опасения»
Ребята, напишите на яблоках, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. На лимонах запишите свои опасения. Повесьте фрукты на деревья. В конце урока мы проверим оправдались ли наш предположения.
- Давайте вспомним: кто автор этого произведения? Отгадайте как фамилия писателя?
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ замечательным писателем, певцом русской природы.
Ученик
Автобиография
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа.
- Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Презентация литературы (выставка)
– Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? (Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать?
– Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги, журналы (Показ литературы)
III. Работа над произведением
- Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно доброе, о зверях, толи правда, толи сказка)
- К какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных )
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
- Назовите основных героев сказки (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )
IV. Разбор произведения
- Как начинается рассказ?
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).
- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).
- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).
- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).
V. Введение в тему
* Выборочное чтение.
- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.
- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).
- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
VI. Физкультминутка
*Работа в группах
Метод шляп (на доске размещены шляпы с краткой характеристикой)
Белая шляпа (мыслить только фактами, без эмоций)
Зелёная шляпа( мыслить творчески, поиск необычных идей и взглядов)
Черная шляпа(выявлять слабые места и обратить на них внимание)
* Составление синквейна о зайчике.
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
Листопадничек.
РИСОВАНИЕ ЗАЙЧИКА (5 минут)
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
IX. Рефлексия
МЕТОД «Собери яблоки в корзину»
X. Домашнее задание
Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.