СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подготовлен по программе Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»»

Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка» Чтение и анализ произведения. (1 класс)

Цель:

Познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

-формировать умение выделять главное;

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Метапредметные:

-умение учиться по предложенному учителем плану;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Предметные:

-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;

-объяснять смысл названия произведения;

-находить слова, которые отражают характер героя.

Решаемые проблемы:

  • Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”.

  • Учиться работать с текстом, делить его на части.

  • Развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление.

  • Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Оборудование:

  • компьютерная презентация по теме урока

  • тест

  • рассказ Артюховой «Саша – дразнилка»

  • карточки - помощники

Ход урока

Орг. момент. Организация детей Слайд 1

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)

  • вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.

  • в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?


Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.

-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Слайд № 3– Словарь настроения.

- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?

Обидно Возмущён

Стыдно Рассержен

Страшно Сердит

Тяжело Обижен

Неловко Печален

Неприятно Грустно

-  Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей) 

Слайд 4 – Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?

- Убери из речи плохие слова. 
- Клички используй только для животных. 
- Перестань обижаться. 
- Не дразнись сам. 
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Актуализация новых знаний. Постановка целей урока.

- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.

Слайд 5.

- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: (Слайд 6)

Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.

Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? (Слайд 7)

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

Слайд 8

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Подберите синонимы к слову «дразнить». Слайд 9

Первичное восприятие

- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:

- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)

- Тема произведения? (о детях)

-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?

- Жанр произведения? (рассказ) Докажите.

- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 10 -14

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля


2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись


3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали


4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре


5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот


6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы


7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко


Восстановление последовательности событий.

- Укажите, в каком порядке происходили события?

Слайд 15

  • Я её дразню, а она не дразнится.

  • Ребята сидели за столом и завтракали.

  • Меня Саша дразнит.

- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.

Физ. Минутка «На лугу»

Вторичный синтез. Работа с учебником

- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

Словарная работа

- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.

I в. – читает по слогам орфографически,

II в. – читает плавно орфоэпически

Слайд 16.

  • Завт-ра-ка-ли           - завтракали

  • По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

  • Нас-морк                   - насморк

  • Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

  • Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

Физминутка. Эмоциональная окраска

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Работа с учебником

- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)

Слайд 17 (работа с заголовком)

- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

  • Не дразнись.

  • Брат и сестра.

  • Папин совет.

  • Трусиха и плакса.

Работа над иллюстрацией. Работа в группах

- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд 18

Слайд 19.

1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?

2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)

3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)

4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)

5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)

Домашнее задание

Слайд 20

- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.

I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).

- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.

Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

Рефлексия. Слайд 21.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

Слайд 22
Продолжи : 
Я хочу поделиться своими мыслями: 

- на уроке я узнал (а)…

- на уроке я учился (лась)…

- на уроке мне понравилось…

Слайд 23