Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа России», 4 класс, учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., 2022г., ч.1 стр. 128-130
Тема: Народные образы героев в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: - обучение умению характеризовать поступки и качества героев;
- развивать умение внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
- формирование навыка анализа художественного произведения;
- знакомство с новым литературным жанром «сказ»;
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.
Познавательные:
- анализ художественного текста;
- поиск необходимой информации в книге;
- умение ориентироваться в учебной и художественной книге;
- развивать умение учащихся характеризовать поступки и качества героев.
Коммуникативные:
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;
- осмысление правил взаимодействия в паре.
Личностные:
- формирование системы нравственных отношений ( любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни);
- проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- развитие умения читать про себя, вслух;
- знать биографию писателя.
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно- развивающей среды):
- учебник «Литературное чтение» 4 класс, Л.Ф.Климова, В.Г.Горецкий и др., М. «Просвещение», 2022.;
- интерактивная доска, компьютер;
- раздаточный материал на доску;
- выставка книг по теме урока;
- карточки-тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок , к нам пришли замечательные гости. И мы с вами, как вежливые и гостеприимные хозяева должны поздороваться. Повернитесь гостям и поздоровайтесь. Молодцы. Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний.
а) Проверка домашнего задания.
-Ребята, нам сегодня передали необычную посылку.
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Для чего она нужна? Давайте откроем шкатулку и увидим, что же она в себе хранит?
( В шкатулке карточки с вопросами по проверке домашнего задания. Дети достают карточку, читают вопрос. Правильные ответы на вопросы, открытие одной буквы на доске. Вопросы:
- Из чего была сделана табакерка? ( Из черепахи.)
- Как называется город в табакерке? (Динь-динь.)
- Почему завидовал Миша мальчикам- колокольчикам? ( Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают пружинки, валик, молоточки.)
- Кто постукивал по колокольчикам? (Дядьки- молоточки).
- Любимое слово надзирателя? (Шуры-муры.)
- Кто, как змейка, лежит под флюгером, то сворачивается, то разворачивается? (Царевна- змейка).
- Когда Миша, по словам папы, поймет, от чего играет музыка в табакерке? (Когда будет изучать механику).
(Открываются буквы П.П.Бажов)
б) Целепологание.
-Ребята, давайте отгадаем шифровку, наши буквы перепутались. Теперь необходимо, расшифровать какое-то название.
Србрнкптц-«Серебряное копытце»
III. Сообщение темы урока.
-Давайте мы с вами, попробуем назвать тему сегодняшнего урока.
-Давайте мы месте определим задачи и цели урока. ( Научиться выразительно читать, отвечать на вопросы, познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Учиться характеризовать поступки героев.)
-А еще, мы познакомимся с новым видом литературного жанра.
-Для того, чтобы мы могли достичь все наши цели и задачи, нужно быть….( Активным, любознательным и т.д.)
IV. Знакомство с жизнью П.П.Бажова.
а) Жизнь П.П.Бажова.
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него былая белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Он писал сказки. А звали его Павел Петрович Бажов. Это наш Бажов! Слово «наш» часто добавлялась к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью : « Наш Бажов!».
- Павла Петровича, часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хотабыч? Нет, конечно. Язык книг Павла Бажова, был близок к народу, поэтому понятен и доступен.
б) Знакомство с новым жанром.
-Ребята, а какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, басня, быль).
- Павел Петрович Бажов, писал необыкновенные сказки. Он создал особый жанр- сказы. Еще называют уральские сказки.
- «Сказка»- повествование с фантастическим вымыслом, а «Сказ»- это вид литературно-художественного повествования, который похож на народное произведение.
V. Первичное чтение учителем.
а) Словарная работа.
- Откройте учебник на стр. 128 и прочитайте название произведения. В этом сказе встречаются слова, которые нам еще незнакомы.
-Барская рукодельня- так называли ручной труд, особенно вышивание;
-Несподручно- имеет значение слово «неловко» или «неудобно»;
-Голбчик- то короб вдоль печи с входом в нижнее помещение (подвал, подполье).
-Ворочайся- имеет значение «возвращайся».
-Пособник- помощник в делах.
VI. Физминутка для глаз.
VII.Продолжение работы над первичным прочтением текста учителем.
(Чтение учителем текста по частям с.128- 130. После каждой части, учитель задает проблемный вопрос.
1 часть стр. 128 от слов «Жил на нашем заводе….» до «-И то правда,-…..»
- Как вы думаете, уговорит ли Кокованя Даренку жить к нему?.
2 часть стр. 129 от слов «В праздничный день…» до «-Пойду……»
- Почему девочка согласилась пойти жить к старику?.
3 часть стр.130 от слов «-Про это,-….» до «Кокованя с утра на работу уходил…».
-Как вы думаете, уживутся ли Кокованя с Даренкой?)
VIII. Повторное осмысленное прочтение текста.
-Ребята, а теперь возвращаемся к самому началу текста.
(Чтение детьми: молча, жужжащим чтением, по цепочке по одному абзацу).
IX. Физминутка.
X. Продолжение работы над повторным осмысленным прочтением текста.
а) Блиц-опрос.
-А сейчас, ответьте на мои вопросы:
-Почему Какованя решился взять к себе девчонку?
-Где жила Даренка до того, как Кокованя взял её к себе?
- Почему девочка согласилась жить у Коковани?
--Кого хотела увидеть Даренка в лесу?
-Что объеденяет Кокованю и Даренку?
б) Выборочное чтение текста.
-Подберите отрывки из сказа к иллюстрациям.
XI. Характеристика главных героев.
- Назовите главных действующих лиц сказки. (Кокованя и Дарёнка).
- Какие человеческие качества они проявляют? ( Кокованя- одинокий старик, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать. Дарёнка- сиротка, маленькая, умная, любопытная, любит животных).
- Какой можно сделать вывод что объединяет Кокованю и Даренку? ( Оба героя добрые, умные, трудолюбивые, отзывчивые, ласковые.)
XII. Рефлексия.
-А сейчас, поработаем парами.
-У вас на столах лежат тесты. Ваша задача ответить на вопросы и выбрать правильные ответы.
Тесты.
1. Назовите жанр произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце»:
а)сказ;
б) повесть;
в)сказка.
2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?
а) Ваня;
б)Кокованя;
в) Вася.
3. Чем занимался дедушка?
а) пески промывал, золото добывал;
б)зимой по лесам за козлом бегает;
в) рыбу ловит, ягоды собирает.
4.Имя главной героини сказа?
а) Мария;
б)Настя;
в)Дарёнка.
5. Сколько лет было девочке?
а)6 ;
б) 7;
в)8.
XIII. Подведение итогов урока.
-С каким писателем мы с вами сегодня познакомились?
- С каким новым жанром мы познакомились сегодня?
-Какие цели мы ставили с вами в начале урока? Все ли у нас получилось?
XIX.Оценивание детей.
-Вы сегодня, очень хорошо поработали на уроке! Вы молодцы.