СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему"Народные образы героев в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему"Народные образы героев в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»."»

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России», 4 класс, учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., 2022г., ч.1 стр. 128-130


Тема: Народные образы героев в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Цель: - обучение умению характеризовать поступки и качества героев;

- развивать умение внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

- формирование навыка анализа художественного произведения;

- знакомство с новым литературным жанром «сказ»;

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные:

- анализ художественного текста;

- поиск необходимой информации в книге;

- умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

- развивать умение учащихся характеризовать поступки и качества героев.

Коммуникативные:

- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

- осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные:

- формирование системы нравственных отношений ( любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни);

- проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- развитие умения читать про себя, вслух;

- знать биографию писателя.

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно- развивающей среды):

- учебник «Литературное чтение» 4 класс, Л.Ф.Климова, В.Г.Горецкий и др., М. «Просвещение», 2022.;

- интерактивная доска, компьютер;

- раздаточный материал на доску;

- выставка книг по теме урока;

- карточки-тесты.



Ход урока.

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок , к нам пришли замечательные гости. И мы с вами, как вежливые и гостеприимные хозяева должны поздороваться. Повернитесь гостям и поздоровайтесь. Молодцы. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний.

а) Проверка домашнего задания.

-Ребята, нам сегодня передали необычную посылку.

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Для чего она нужна? Давайте откроем шкатулку и увидим, что же она в себе хранит?

( В шкатулке карточки с вопросами по проверке домашнего задания. Дети достают карточку, читают вопрос. Правильные ответы на вопросы, открытие одной буквы на доске. Вопросы:

- Из чего была сделана табакерка? ( Из черепахи.)

- Как называется город в табакерке? (Динь-динь.)

- Почему завидовал Миша мальчикам- колокольчикам? ( Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают пружинки, валик, молоточки.)

- Кто постукивал по колокольчикам? (Дядьки- молоточки).

- Любимое слово надзирателя? (Шуры-муры.)

- Кто, как змейка, лежит под флюгером, то сворачивается, то разворачивается? (Царевна- змейка).

- Когда Миша, по словам папы, поймет, от чего играет музыка в табакерке? (Когда будет изучать механику).

(Открываются буквы П.П.Бажов)

б) Целепологание.

-Ребята, давайте отгадаем шифровку, наши буквы перепутались. Теперь необходимо, расшифровать какое-то название.

Србрнкптц-«Серебряное копытце»


III. Сообщение темы урока.

-Давайте мы с вами, попробуем назвать тему сегодняшнего урока.

-Давайте мы месте определим задачи и цели урока. ( Научиться выразительно читать, отвечать на вопросы, познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Учиться характеризовать поступки героев.)

-А еще, мы познакомимся с новым видом литературного жанра.

-Для того, чтобы мы могли достичь все наши цели и задачи, нужно быть….( Активным, любознательным и т.д.)

IV. Знакомство с жизнью П.П.Бажова.

а) Жизнь П.П.Бажова.

-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него былая белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Он писал сказки. А звали его Павел Петрович Бажов. Это наш Бажов! Слово «наш» часто добавлялась к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью : « Наш Бажов!».

- Павла Петровича, часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хотабыч? Нет, конечно. Язык книг Павла Бажова, был близок к народу, поэтому понятен и доступен.

б) Знакомство с новым жанром.

-Ребята, а какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, басня, быль).

- Павел Петрович Бажов, писал необыкновенные сказки. Он создал особый жанр- сказы. Еще называют уральские сказки.

- «Сказка»- повествование с фантастическим вымыслом, а «Сказ»- это вид литературно-художественного повествования, который похож на народное произведение.

V. Первичное чтение учителем.

а) Словарная работа.

- Откройте учебник на стр. 128 и прочитайте название произведения. В этом сказе встречаются слова, которые нам еще незнакомы.

-Барская рукодельня- так называли ручной труд, особенно вышивание;

-Несподручно- имеет значение слово «неловко» или «неудобно»;

-Голбчик- то короб вдоль печи с входом в нижнее помещение (подвал, подполье).

-Ворочайся- имеет значение «возвращайся».

-Пособник- помощник в делах.

VI. Физминутка для глаз.

VII.Продолжение работы над первичным прочтением текста учителем.

(Чтение учителем текста по частям с.128- 130. После каждой части, учитель задает проблемный вопрос.

1 часть стр. 128 от слов «Жил на нашем заводе….» до «-И то правда,-…..»

- Как вы думаете, уговорит ли Кокованя Даренку жить к нему?.

2 часть стр. 129 от слов «В праздничный день…» до «-Пойду……»

- Почему девочка согласилась пойти жить к старику?.

3 часть стр.130 от слов «-Про это,-….» до «Кокованя с утра на работу уходил…».

-Как вы думаете, уживутся ли Кокованя с Даренкой?)

VIII. Повторное осмысленное прочтение текста.

-Ребята, а теперь возвращаемся к самому началу текста.

(Чтение детьми: молча, жужжащим чтением, по цепочке по одному абзацу).

IX. Физминутка.

X. Продолжение работы над повторным осмысленным прочтением текста.

а) Блиц-опрос.

-А сейчас, ответьте на мои вопросы:

-Почему Какованя решился взять к себе девчонку?

-Где жила Даренка до того, как Кокованя взял её к себе?

- Почему девочка согласилась жить у Коковани?

--Кого хотела увидеть Даренка в лесу?

-Что объеденяет Кокованю и Даренку?

б) Выборочное чтение текста.

-Подберите отрывки из сказа к иллюстрациям.


XI. Характеристика главных героев.

- Назовите главных действующих лиц сказки. (Кокованя и Дарёнка).

- Какие человеческие качества они проявляют? ( Кокованя- одинокий старик, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать. Дарёнка- сиротка, маленькая, умная, любопытная, любит животных).

- Какой можно сделать вывод что объединяет Кокованю и Даренку? ( Оба героя добрые, умные, трудолюбивые, отзывчивые, ласковые.)

XII. Рефлексия.

-А сейчас, поработаем парами.

-У вас на столах лежат тесты. Ваша задача ответить на вопросы и выбрать правильные ответы.

Тесты.

1. Назовите жанр произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце»:

а)сказ;

б) повесть;

в)сказка.

2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?

а) Ваня;

б)Кокованя;

в) Вася.

3. Чем занимался дедушка?

а) пески промывал, золото добывал;

б)зимой по лесам за козлом бегает;

в) рыбу ловит, ягоды собирает.



4.Имя главной героини сказа?

а) Мария;

б)Настя;

в)Дарёнка.

5. Сколько лет было девочке?

а)6 ;

б) 7;

в)8.

XIII. Подведение итогов урока.

-С каким писателем мы с вами сегодня познакомились?

- С каким новым жанром мы познакомились сегодня?

-Какие цели мы ставили с вами в начале урока? Все ли у нас получилось?

XIX.Оценивание детей.

-Вы сегодня, очень хорошо поработали на уроке! Вы молодцы.