СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи-описания, Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», Юнна Мориц «Идёт весна по городу»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи-описания, Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», Юнна Мориц «Идёт весна по городу»"»

Тема: Стихи-описания, Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», Юнна Мориц «Идёт весна по городу».

Цели: 1) Создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями Алексея Толстого и Юнны Мориц;

2) Содействовать развитию умения анализировать стихотворения, выявлять главную мысль и идею автора; развитию умения выразительно читать, выделяя главные слова в тексте;

3) Способствовать воспитанию таких чувств, как восхищение родной природой, пейзажами родного края.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

    1. Приветствие.

  2. Проверка домашнего задания.

- Сначала проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было выучить любое стихотворение наизусть или Сергея Есенина, или Александра Пушкина. Также по желанию вы могли написать стихотворение или рассказ, используя выражения, которые вам были даны на с.94. Также по желанию вы могли нарисовать рисунок к одному из стихотворений. Начнём проверку.

  1. Сообщение темы и целей.

- Посмотрите на доску. Вы видите слова. Прочитайте слова внимательно.

Март, апрель, май, весна.

- Какое слово лишнее?

+ Весна.

- Скажите, что обозначают эти слова?

+Март, апрель, май – месяцы, весна – время года.

-Что объединяет данные слова?

+Март, апрель и май – это весенние месяцы.

-Как вы считаете, почему мы с вами ведём разговор о весне?

+ Потому что сейчас весна.

- Да, сейчас у нас весна и сегодня мы также будем изучать произведения, которые посвящены этой прекрасной поре года – весне.

  1. Изучение нового материала.

    1. Знакомство с автором.

- Первое произведение, с которым мы познакомимся, будет стихотворение Алексея Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провел на Украине в имении своего дяди. Подростком вместе с дядей путешествовал по Германии и Италии, побывал у знаменитого немецкого поэта Иоганна Гете. А.К. Толстой вспоминал: “С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Я упивался музыкою разнообразных ритмов и стремился усвоить их технику.” А.К. Толстой – выдающийся русский лирик, стихотворения которого давали богатейший материал русским композиторам, автор исторического романа, своеобразных былин и баллад, замечательный сатирик и юморист.

4.2. Первичное восприятие текста.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете и после прослушивания ответьте на вопрос – каким настроением проникнуто стихотворение?

- Так каким же настроением проникнуто стихотворение?

+ Настроением радости, ожидания.

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

4.3. Вторичное восприятие текста.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопрос, при помощи каких слов и выражений поэт передаёт нам радостное настроение.

- При помощи каких слов и выражений поэт передаёт нам радостное настроение?

+ Тёплый пар, кувшинчик расцветает, журавли зовут, юный лес, нетерпеливо ждёт, всё кругом и любит, и поёт.

4.4. Анализ стихотворения.

- Как вы думаете, о какой весне пишет автор, о ранней или поздней? Почему?

+ О ранней, так как снег только тает, журавли прилетают, кувшинчик синий расцветает.

- А как вы думаете, о какой каком времени суток говорит поэт? Почему?

+ Об утре, потому что тёплый пар восходит от земли.

- Давайте перечитаем стихотворение и посчитаем, сколько картин весны нарисовал автор?

+ 6 картин.

- Давайте перечислим их.

+ 1. Вот уж снег.., 2. Тёплый пар…3. Кувшинчик расцветает…4.И зовут друг друга журавли…5. Юный лес…6. Всё весны дыханием согрето…

- Как вы думаете, почему про лес поэт говорит, что он «юный и ждёт тёплых гроз»?

+ Потому что весной всё расцветает, начинается новая жизнь.

- Давайте в стихотворении найдём олицетворения, а что это такое, прочитаем на с. 95 ваших учебников. Какие слова помогают поэту «оживить лес»?

+ Пар восходит, журавли зовут, лес ждёт, всё кругом любит и поёт.

- Как вы понимаете выражение «всё весны дыханием согрето»?

+ Весной тёплый воздух, этим воздухом согревается всё вокруг.

- А теперь давайте немного пофантазируем и придумаем стихотворению название.

- Как мы видим, Алексей Толстой с какой-то необычайной любовью и трепетом передал нам все прекрасные весенние пейзажи. Но те только этот автор описывал весенние пейзажи. Давайте познакомимся со следующим стихотворением.

4.5. Знакомство с автором.

- Познакомимся с таким автором, как Юнна Мориц. Юнна Мориц родилась в Киеве. В год рождения Юнны отца арестовали и через несколько месяцев пыток сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть, в результате перенесенного. С 4 до 8 лет Юнна с родителями жила в Челябинске, отец работал на военном заводе. Первое стихотворение сочинила в 4 года:

Ослик встал на табуретку.

Ослик съел свою таблетку.

Наконец-то горло

У него продёрло.

Ещё любимым занятием семьи было рисование – мама, сестра и Юнна много рисовали (сестра стала архитектором).

«Рисовать было трудно: не было красок, не было кистей – война. Возьмешь ветку дерева – зарисуешь всю землю. Кусочек мела достанешь – все дворы зарисуешь. В раннем детстве я расписывала стекла с обратной стороны. Мы с мамой иногда продавали их на рынке, чтобы купить стакан перловой крупы, луковицу и полстакана постного масла» – вспоминала, будучи взрослой, Юнна Мориц.

После окончания школы, Юнна переехала в Москву, желая продолжать учиться именно там. Учась в институте, в свободное от учёбы и общественной работы время Мориц много писала и уже в 20 лет вышла ее дебютная книга - "Разговор о счастье". Детские стихи Юнны Петровны - добрые, искренние, ироничные, юмористичные. На стихи Юнны Мориц написано и исполняется множество песен для детей и взрослых. Абсолютно женственная, нежная, романтическая с твердым мужским характером и сегодня Юнна Петровна Мориц много работает в области стихотворного перевода, пишет рассказы и стихи. С одним из них мы и познакомимся.

4.6. Первичное восприятие текста.

- Я прочту вам стихотворение Юнны Мориц «Идёт весна по городу!», вы послушаете и ответите на вопрос - каким настроением проникнуто это стихотворение?

+ Весёлым, радостным, задорным.

- Какие слова показывают нам это настроение?

+ Нежный звон, подснежник улыбается, пушистый луч щекочет, заставляет малышей улыбаться до ушей, теплота заставляет улыбаться зайца, курицу, кота.

- Почему же поэтесса говорит, что весна «идёт»?

+ Потому что с приходом весны всё становится радостным, задорным, весёлым, всё постепенно просыпается.

- Какие слова помогают поэтессе оживить весну? Найдите и прочитайте.

+ Подснежник улыбается, луч щекочет, заставляет улыбаться малышей, доброта заставляет улыбаться зайца, курицу, кота, весна идёт по городу.

- Давайте вспомним, как называются такой литературный приём?

+ Олицетворение.

- Именно олицетворение показывает нам весну как живого человека, как она дарит свою нежность и любовь всему миру.

- Давайте постараемся передать весёлое и задорное настроение автора, правильно прочитав стихотворение.

  1. Подведение итогов урока.

- Дети, давайте вспомним, о какой поре года мы сегодня говорили?

+ О весне.

- С творчеством каких авторов мы сегодня познакомились?

+ С творчеством Алексея Толстого и Юнны Мориц.

- При помощи какого литературного приёма весна нам показывалась как живое существо?

+ При помощи олицетворения.

  1. Инструктаж по домашнему заданию.

- Вашим домашним заданием будет выразительное чтение стихотворений и также по желанию вы можете сделать рисунок к одному из стихотворений.