- знание признаков определенного жанра.
- умение подготовить рабочее место.
- выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения.
- дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам,
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1.Организационно - мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок Приветствует детей, настраивает на урок: - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Садитесь, пожалуйста. -Посмотрите, все ли принадлежности лежат у вас на партах? | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
-Да! | Учатся слушать и понимать учителя (к). Положительно относятся к учению познавательной деятельности (л). Учатся готовить рабочее место (р). |
2.Проверка домашнего задания | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала - Ребята, вашим домашним заданием было в учебнике на странице 38 найти и узнать о жизни Петра Павловича Ершова и подготовить пересказ его краткой биографии. Проверяет д/з, вместе с детьми анализируют пересказ выступающего. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ
Рассказывают о П.П. Ершове | Дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая (к). Умение ставить интонационные паузы (п). Умение анализировать (р). Умение пересказывать(пр). Знают биографию писателя (пр). |
3. Целеполагание. Планирование деятельности. Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением - Сегодня мы с вами начнем читать одно из самых популярных произведений Петра Павловича, о котором многие из вас уже слышали. Посмотрите на доску, как вы думаете, как называется это произведение? | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением
- Конёк Горбунок | Высказывают свои предположения в устной речи(к). Умеют ставить цель на урок (р). Определять план (р). |
4. Подготовка к восприятию (актуализация знаний). Первичное восприятие Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие - Посмотрев на иллюстрации, можем ли мы понять какого жанра данное произведение? - Почему? Какие признаки сказки вы знаете?
- Какова наша цель на урок? - Верно. Только прочитав произведение мы сможем с точностью определить жанр. - Вы уже знаете, в каких жанрах писал произведения П.П. Ершов? - Молодцы. Все верно! | Воспринимают произведение - Да, это сказка. - Сказка рассказывает о волшебных событиях; В ней добро побеждает зло; Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем; В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям; Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой. - Прочитать произведение «Конёк-горбунок» и определить его жанр. - баллада, «драматический анекдот», пьесы, повесть, стихи, рассказы, песни. | - Знание признаков определенного жанра (пр). -Знают биографию писателя.(пр) -Осознают и принимают информация(л). -Дополняют ответы о признаках сзказки, вступают в диалог(к), - внимательно слушают аудиозапись (к). -Обобщают знания о писателе, анализируют полученную информацию(п). - Умеют ставить цель на урок (р). |
5. Выявление первичного восприятия Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста | Организация работы по выявлению первичного восприятия Словарная работа
- Откройте учебники на странице 39. Внимательно послушайте и следите за текстом учебнике. - Петр Павлович Ершов «Конек-горбунок» - Включает аудиозапись. Найдите в тексте слова «пенять», как бы думаете, что оно означает? (Остальные слова также) Пенять, лубков, пластью, жомах, померил, седмицу, клепли, загреби, вершили, позвонком, мыкать век, городничий,
| Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения Открывают учебники. - Внимательно слушают. - отвечают, приводят свои аргументы. | Понимают значения незнакомых слов(пр). Излагают свои мысли в устной форме, умеют слушать и слышать друг друга(к). Умение анализировать текст, умение анализировать текст по чтению учителя(р). |
6. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме Найди ответы на вопросы в тексте - Как начинается сказка? Найдите в тексте.
- Можем ли мы сказать, что Иван очень хитрый? - Чем кобылица отблагодарила Ивана? - По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
- Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? - Как звали братьев Ивана? - За какую цену Иван продал златогривых коней? - Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? - За что был наказан рыба-кит? - Где лежал перстень Царь-девицы? - Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
- | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах - Начинается сказка сказываться… За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. - Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка. - Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю. - Перо Жар - птицы. - Данила и Гаврила. - 10 шапок серебра и ещё 5 рублей. - Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место. - За то, что проглотил 3 десятка кораблей. - На дне морском в красном сундучке. - Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом. | -Умеют обобщать полученные знания(п). Излагают свои мысли в устной форме, слушают одноклассников(к). Понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач(п). Оценивать результаты работы(р). |
7.Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся | Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся - Прочитаем это произведение по цепочке, первый начинает. А все внимательно следят. Остановка на вопросах к тексту. | Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания Чтение произведения. | -Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа -Выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения(п). -Делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам(к). -Ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте(пр). |
9. Обобщение. Итог урока Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - На ваших партах лежит светофор. Пожалуйста напишите свое имя на том цвете, который посчитаете нужным. Красный – урок мне не понравился, сказка была неинтересной. Желтый – урок был интересным, но сказка не понравилась / сказка интересная, но урок не понравился. Зеленый – урок был очень интересным, сказка очень понравилась. | Синтез. Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия.
Подводят итог урока. |
-Осмыслить урок.(л) -Делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца(к). - рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов(р). |
10. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа
| Осмысление домашнего задания | -Принимают домашнее задание(Л). -Умение слушать и слышать друг друга, умение делиться на группы(к). -Организация рабочего места(р). -Разные виды чтения(по ролям)(пр.). |