2. Мотивация к учебной деятельности. | Прочитайте про себя высказывание на СЛАЙДЕ 2: «Если всё читать, не обдумывая затем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет.» А. Шопенгауэр - Как вы понимаете это изречение? | Читают. Высказывают свои точки зрения. | Регулятивные УУД: - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля. Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
3. Актуализация знаний | Речевая разминка. СЛАЙД 3 Чтение отрывка из былины (медленно, с ускорением, с замедлением текста, с выражением) -Ох ты гой еси дородний добрый молодец Как тебя честным именем зовут? - Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает? - Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза, докажите. - Что такое былина? СЛАЙД 4 - Почему былины называют песнями? - Кто является героями былин? -Какие имена богатырей вам известны? -Где вам доводилось видеть их изображение? СЛАЙД 5 - Где на этой картине Илья Муромец? - Попробуйте описать его по картине. СЛАЙД 6 Интересный факт В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки» -Как вы считаете, возможно такое, или это вымысел – сказка? Откуда у Ильи была такая сила? - На эти вопросы нам сегодня предстоит ответить. - О чем же пойдет речь на нашем уроке? - Найдите в учебнике название былины, которую будем сегодня читать. - Предположите, о чем будет это произведение? | Учащиеся используют разные виды чтения Вспоминают учебный материал, который потребуется для решения учебной задачи; определяют цель урока. Особый вид древних русских народных песен исторического содержания. Рассматривают репродукцию картины Описывают персонажа. | Предметные УУД: - познакомить учащихся с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; - учить выразительно читать, понимать исторический текст; - работать над содержанием былины. Личностные УУД: - интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и вступать в диалог; - оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Поиск решения («открытие нового знания») | 1. Подготовка к восприятию (рассказ учителя о герое). - Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нём живёт и сегодня. СЛАЙД 7 Памятник Илье Муромцу Современники знают о богатыре благодаря былинам, полотнам художников, мультипликационным фильмам. 2. Первичное чтение текста учителем и сильными учащимися. - Прочитайте название былины, которую мы сейчас будем читать. Как понимаете слово исцеление? СЛАЙД 8 избавление от болезни, возвращение к жизни - Какие чувства вы испытали, когда читали и слушали текст? - Кому сочувствовали? - Чему удивились? - Что вас обрадовало? - Можно ли сказать, что былина похожа на сказку? | Слушают учителя, рассматривают изображение на слайде. Следят по тексту, подчеркивают непонятные слова. Рассказывают о своих впечатлениях о прочитанном, какие испытали чувства. Узнают значение непонятных слов. Отмечают характер прочтения былины (неторопливо, плавно). Высказывают предположения Сочувствие, удивление, радость. Больному Илье, его родителям. Чудесному исцелению Илья выздоровел, стал богатырём, обрёл верных друзей. Высказывают предположения. | Предметные УУД: – иметь представление о жанре былины, её сходствах и отличиях со сказкой; – объяснять значения слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации. УУД: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля; - оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
5. Физкультминутка. | Богатырь – вот он каков: (Встают около своих мест) Он силен, он здоров, (Показывают силача) Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука) Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок) На границе стоял, (Показывают) Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль) Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх) Станем, как богатыри! (Руки на пояс) | | Личностные УУД: - понимание ценности физического здоровья. Метарпедметные УУД: Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
6. Первичное закрепление материала | 1.- Давайте найдём в тексте реальные факты: место и время действия. Задание: Нахождение причин событий. Прочитайте отрывок из былины «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» Событие: Тридцать лет да ещё три года недвижимый Илья в избе просидел. (Почему?). Найдите фразу, в которой указана причина данного события. 1. Боялся выйти на улицу 2. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. 3. Был лентяем Верный ответ: Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. 2. Выявление жанровых особенностей произведения. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением и анализом языка произведения. - Давайте ещё раз обратимся к тексту былины и сравним его со сказкой. СЛАЙД 9 - Что лежит в основе любой сказки? А былины? - Сделайте вывод, какое главное отличие былины от сказки? - Теперь попробуем выявить сходства этих жанров. -Сколько лет Илья просидел в избе и почему? -Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём? -Кто и как исцелил Илью? - Кто такие калики перехожие? Где это узнаем? -Что калики посоветовали и предсказали Илье? Зачитайте. - Кого поспешил обрадовать Илья своим исцелением? -Что посоветовали родители любимому сыну? Зачитайте. - Сразу ли Илья отправился на службу? Почему? - Как принял богатыря-великана князь Владимир? - Как относились к нему богатыри-товарищи? Зачитайте. -Как вы считаете, что позволило Илье исцелиться и стать старшим над всеми русскими богатырями? - Чему учит эта былина? Подумайте, почему так говорят? 3. Словарная работа. Работа со словарём. СЛАЙД 10 - Какие устаревшие слова встретились в тексте былины? 3. Работа в паре. - Какие постоянные эпитеты встретились в этом отрывке текста? Поработайте в паре: найдите эпитеты, выпишите их на лист бумаги. | Выполняют задание Повторное чтение былины учащимися. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Былины основаны на реальных фактах прошлых лет. В основе любой сказки – вымысел. Муром во времена Киевской Руси и правления князя Владимира. Напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования. И сказки, и былины существуют в устной форме и с древних времён. 30 лет ходить не мог. Сомнительно, так как богатырским называют крепкое здоровье. Зачитывают. Зачитывают. Зачитывают. Былины передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому. Находят значение слова в словаре. Калики, изба, горница, погреб, латы, палица, дружина. Находят эпитеты (чисто поле, здоровье богатырское, питье медвяное, добрый молодец, нож булатный, конь богатырский). | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; находить причинно-следственные связи. Личностные УУД: - интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; - самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля; - оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и вступать в диалог; - формулировать собственное мнение и позицию; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь сотрудничать (работать в паре). |
7. Включение нового в систему знаний | Работа в группах. Учитель делит детей на группы (по 4 человека) с карточками. Предлагает заполнить таблицу. Признаки | былина | сказка | 1. Что лежит в основе? | | | 2. Герои | | | 3. Построение произведения | | | 4. Волшебные силы и персонажи | | | 5. Песенный характер | | | 6. Язык | | | 7. Троекратный повтор | | | 8. Автор | | | Помогает составить синквейн «Илья Муромец» | Учащиеся раскладывают карточки на 2 группы (сказочные элементы и элементы былины) и выясняют, какие черты свойственны сказкам и былинам, что у них общего, а чем они различаются. Составляют синквейн. | УУД: Регулятивные УУД: - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля; - оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания; -находить причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и вступать в диалог; - уметь сотрудничать (работать в группе). |