4
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет
Ход урока
Организационный момент.
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать, руку не забудь поднять
Если спросят надо встать
Громко чётко отвечать.
2. Вступительное слово учителя.
-Мы знакомы с его сказками А.С. Пушкина с раннего детства. Невозможно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского писателя. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.
1.Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник.
Почему так говорим? (Он писал сказки в стихах)
2.Какие сказки Пушкина вы читали, знаете?
Мы с вами прочитали сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3.Сегодня нам предстоит закрепить наши знания и узнать насколько понята сказка, вспомним признаки сказки и поговорим о характерах главных героев.
4. Каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы. (Работа в группах)
1.Где счастье родится, там и зависть плодится.
2. Завистливый по чужому счастью сохнет.
3. Немил и белый свет, когда милого нет.
5. Назовите признаки сказки.
6. Словарная работа
7. Почему это произведение А.С.Пушкина названо сказкой?
Заполни таблицу
8. Кто, на Ваш взгляд, главный герой сказки?
9. (Работа в группах - таблица) Составьте словесный портрет главных героев.
| Царица | Царевна |
| Царского происхождения, умны, красивы |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Характер и поведение | Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Ревнивая | Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная Терпеливая |
11. Чей это портрет?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)
12. Что ей было дано в приданое?
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему?
(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).
13. Чей это портрет?
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (Царевна.)
14. Как звали её жениха?
Царевич Елисей
15. Подведём итог:
К какому виду сказок можно
отнести «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?»
Чем вам понравилась сказка А.С. Пушкина?
16. Домашнее задание:
нарисовать иллюстрации к сказке;
Рефлексия:
Прочитайте пословицу.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
- Как вы понимаете её смысл?
Обобщающая беседа.
Всегда нужно делать добро, не быть завистливым, быть верным
Какая мораль этой сказки?