Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Цели урока:
Знакомство со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек;
отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
обогащать словарный запас детей;
закреплять умения работать над деформированным текстом;
Задачи педагога:
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в паре.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивать свою работу на уроке;
анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
осмысливать правила взаимодействия в паре;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
Личностные УУД:
УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок
Форма урока: Урок - размышление
Техническое оснащение урока:
Компьютер, проекционный экран.
Портрет писателя Аксакова;
Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, аленький цветочек, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « Литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
Проблемно- диалогическая технология
Исследование
Формы организации работы на уроке:
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
Речевая разминка. (Слайд1)
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока. Маршрутный лист.
- На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! (цветок, зеркало)
- В каких произведениях можно встретить эти предметы? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (слайд 2)
-А по содержанию? (слайд3 )
-С каким видом произведения сегодня на уроке будем работать ? (сказка)
- А цветок подскажет название сказки?
Тема урока (слайд № 4)
-Эта сказка к какой категории относится ? (авторская, волшебная)
- Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем?(Сказка –ложь…..) –Слайд-5
_А.С.Пушкин – кто это?
- Какую проблему должны решить на уроке?: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»
- Со сказкой вы познакомились самостоятельно. Было задание выписать непонятные слова с толкованием. (проверка д.з.)
Сообщение об авторе. Рассказывает ученик. (слайд 6)
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
-Все слова понятны в сообщении?
(Ключница – это женщина, заведующая всем домашним хозяйством в доме богатого человека).
-А сейчас это слово используется в речи? Как называются такие слова? (устаревшие)
-Кто герои сказки? (Слайд)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)
Вопросы: (тест) Карточка 1.
Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
Сколько дочерей было у купца?
На какой палец долен был надеть перстень купец?
Сколько дней должен бал пробыть купец дома?
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
Чем закончилась сказка?
Проверка . Приведите примеры из текста
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах. Карточка 2.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
3. Нашел купец подарки для старших сестер.
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
1. Жил купец и было у него три дочери.
6. Младшая дочь у зверя лесного.-
7. Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
4. Купец встретился со зверем лесным.
5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
Проверка.
- Молодцы.
4. Физминутка.
Просыпается цветок, тянет к солнцу лепесток.
И от ветра он качается, низко, низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается и всем мило улыбается!
5. Работа с классом.
- Давайте вернемся к нашему вопросу, проблеме (теме) «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»
Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор.
1. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Выберите пословицы о честности.
(на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 145) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
(на доске запись - самопожертвование).
Работа с Толковым словарем. Самопожертвование – это готовность отказаться от своих целей ради других людей.
- А вы могли бы так поступить?
3. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4. Задание:
1.Чем закончилась сказка? (свадьба)
-А почему? (Они полюбили)
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает.)
(на доске запись – любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Оценки
10. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
У вас на партах аленькие цветочки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание:
1. Автор.
2. Название.
3. Страна происхождения.
4. Сюжет сказки
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!
Карточка 1.
Ф.И.___________________________________________________________
Вопрос | Ответ |
Кто написал сказку «Аленький цветочек»? | |
Сколько дочерей было у купца? | |
На какой палец долен был надеть перстень купец? | |
Сколько дней должен бал пробыть купец дома? | |
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»? | |
Чем закончилась сказка? | |
Карточка 1.
Ф.И.___________________________________________________________
Вопрос | Ответ |
Кто написал сказку «Аленький цветочек»? | |
Сколько дочерей было у купца? | |
На какой палец долен был надеть перстень купец? | |
Сколько дней должен бал пробыть купец дома? | |
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»? | |
Чем закончилась сказка? | |
Карточка 1.
Ф.И.___________________________________________________________
Вопрос | Ответ |
Кто написал сказку «Аленький цветочек»? | |
Сколько дочерей было у купца? | |
На какой палец долен был надеть перстень купец? | |
Сколько дней должен бал пробыть купец дома? | |
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»? | |
Чем закончилась сказка? | |
Карточка 1.
Ф.И.___________________________________________________________
Вопрос | Ответ |
Кто написал сказку «Аленький цветочек»? | |
Сколько дочерей было у купца? | |
На какой палец долен был надеть перстень купец? | |
Сколько дней должен бал пробыть купец дома? | |
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»? | |
Чем закончилась сказка? | |
Карточка 2.
| |
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. | |
Жил купец и было у него три дочери. | |
Младшая дочь у зверя лесного | |
Скучает Настенька по батюшке и сестрам | |
Купец встретился со зверем лесным | |
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо | |
Карточка 2.
| |
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. | |
Жил купец и было у него три дочери. | |
Младшая дочь у зверя лесного | |
Скучает Настенька по батюшке и сестрам | |
Купец встретился со зверем лесным | |
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо | |
Карточка 2.
| |
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. | |
Жил купец и было у него три дочери. | |
Младшая дочь у зверя лесного | |
Скучает Настенька по батюшке и сестрам | |
Купец встретился со зверем лесным | |
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо | |
Карточка 2.
| |
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. | |
Жил купец и было у него три дочери. | |
Младшая дочь у зверя лесного. | |
Скучает Настенька по батюшке и сестрам. | |
Купец встретился со зверем лесным. | |
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо. | |
Карточка 2.
| |
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. | |
Жил купец и было у него три дочери. | |
Младшая дочь у зверя лесного | |
Скучает Настенька по батюшке и сестрам | |
Купец встретился со зверем лесным | |
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо | |
Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________