МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье
Конспект урока
по литературному чтению в 4Б классе
по теме «Е.А.Баратынский «Весна, весна!
как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…»

Подготовила и провела:
учитель начальных классов, ВКК
Каплина Любовь Павловна
2018 г.
Тема урока: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»,
«Где сладкий шёпот…»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Е.А. Баратынского.
Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Баратынского, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Чтение стихов А.А. Фета наизусть.)
Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Весной оглобля за ночь травой обрастет.
Весной что рекой прольет — капли не видно, осенью ситом просеет - хоть ведром черпай.
(Словарная работа.)
ОГЛОБЛЯ — в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.
ВАРЮХА — народное название зимы.
Сообщение темы и постановка целей урока
5ЕЬВтЕМУН8ЬИЙ1 А\\Ъ$ЬРУАСМ05ЬВИ8ЧЬ \УБСА$РЬА\\ТШУШОСиКИ1МЙ
Вспомните пословицы, с которыми вы только что работали, попробуйте связать их с именем поэта. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского
Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.
(Ученики рассматривают его портрет, вспоминают, какие произведения читали, пользуясь выставкой книг поэта. Затем сообщение делает учитель. См. материал к уроку.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением «Весна, весна!..»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер. Затем проводится словарная работа.)
древа {деревья), обнажены (голые), ветхий {старый), незримый {невидимый).
Подберите синонимы и антонимы к словам.
ШУМНЫЙ — (грохочущий, гремучий; тихий).
ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ — (победоносный, радостный; грустный, скорбный).
Подберите синонимы к словам «лазурь», «взревев». (Синева; крикнув.)
Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
Какие чувства переполняют поэта? Почему?
(Выразительное чтение стихотворения на с. 143—144 учебника.)
2. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер. Затем проводится словарная работа.)
— Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Оживает; срывает.)
(Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.)
Подведение итогов урока
Домашнее задание с.143-144
Найдите другие стихи поэта и подготовьте выразительное чтение, иллюстрации.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Е.А. Баратынского
Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.
Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».
В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье.
В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.