Конспект урока по музыке на тему:
«Проводы зимы – праздник Масленицы» 2 класс
составила
Шейкина Татьяна Владимировна,
учитель музыки МБОУ СОШ №1
г. Нижний Ломов
Вид урока: народный праздник.
Цель: Знакомство с традициями и обычаями проведения русского народного праздника: проводы зимы.
Задачи:
1. Прививать интерес к фольклорному творчеству России;
2. Познакомить с фольклорными играми и песнями обряда Масленицы;
3. Развивать музыкальные способности обучающихся, в процессе изучения масленичных песен.
Оформление кабинета: соломенная кукла – чучело Масленицы;
рисунки детей на тему: «Праздник Масленицы»;
шумовые инструменты: ложки, трещотки, свистульки, бубенцы;
сладкий стол с блинами, бубликами, баранками.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит пьеса «Масленица» из фортепианного цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Обучающиеся входят в класс и подходят к своим местам.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой замечательный сегодня день!
И солнышко сияет ясное! И музыка звучит яркая, бодрая, классная!
И настроение у нас прекрасное!
Основная часть урока.
Беседа – диалог. Слушание музыки. Развитие музыкальных способностей.
Обратите внимание, как красиво украшен наш кабинет!
Какие музыкальные инструменты вы видите?
(Ложки, трещотки, свистульки, бубенцы).
Правильно, ребята! Это русские народные инструменты.
Что вы видите на столе?
(Блины, бублики, баранки).
Это сладкое, вкусное угощение от доброй хозяйки этого дома.
Ребята, обратите внимание, на эту красивую соломенную куклу. Как она называется?
(Чучело Масленицы).
Правильно! А теперь подумайте и скажите, о каком народном празднике мы будем говорить на нашем уроке?
Давайте скажем хором:
- Праздник … Масленицы!
Замечательно! По доброму обычаю у древних славян этот праздник проходил в конце зимы, поэтому считалось, что это праздник проводов зимы. А назывался он - Масленицей. Ребята, давайте подумаем и назовём тему нашего урока.
(Дети думают и называют тему урока: «Проводы зимы – праздник Масленицы»).
Правильно, ребята! Тема нашего урока: «Проводы зимы – праздник Масленицы».
Давайте посмотрим, что изображено на ваших рисунках?
(Праздник Масленицы. Дети рассказывают о сюжетах своих рисунков).
Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались и у вас получились очень интересные рисунки. По доброму обычаю древних славян, зиму провожали праздничным гуляньем и призывали скорее весну. Масленица на Руси с давних времён считалась одним из самых весёлых праздников. Люди веселились целую неделю: катались на лошадях и катались с ледяных гор на салазках, брали с боем снежные горки и устраивали кулачные бои, играли в игры и водили хороводы, а хозяйки пекли вкусные блины. В последний день недели – сжигали соломенное чучело, называли его Масленицей. Чучело сжигали в знак умирания холодной зимы и возрождения новой жизни – приход весны. Все обряды обязательно сопровождались песнями.
Ребята, послушайте, внимательно, величальную песню: «Ой, Масленица, покажися». И дайте ответ на вопрос: «О чём люди просят Масленицу?»
Звучит песня: «Ой, Масленица, покажися». (Дети слушают песню).
1.Ой, Масленица, покажися, 2.Ой, Масленица, протянися,
Мы опять тебя дождалися. Ты за пень-берёзу зацепися.
Ой, с сыром, с маслом, Ой, с сыром, с маслом,
С хлебом, с мёдом. С хлебом, с мёдом.
(Ответы детей: люди просят, чтобы к ним пришла Масленица и принесла много угощений: сыр, мёд, хлеб, масло).
Действительно, ребята, Масленица считалась праздником изобилия вкусных блюд, и праздником объедания. Встречать Масленицу выходили уже с субботы предшествующей недели. Выбегали за околицу с лаптями на шесте и у всех спрашивали: «Не видали ль Масленицу, не подъезжает ли Масленица?» А с понедельника начиналось шумное веселье. Привозили на санях Масленицу, и все люди радостно приветствовали её: «Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Здравствуй, честная Масленица!»
Ребята, давайте, и мы поздороваемся с Масленицей!
(Дети хором повторяют: «Здравствуй, честная Масленица!»)
При встрече Масленицы пели величальные песни, и характер у них был величавый, радостный. Послушайте, ребята, масленичную песню «А мы Масленицу дожидаем!»
Песня «А мы Масленицу дожидаем».
1.А мы Масленицу дожидаем! 2.Сыр и масло в глаза увидаем!
Дожидаем, душе, дожидаем. Увидаем, душе, увидаем.
Давайте выучим слова этой песни и споём хором.
(Дети учат слова и поют вместе с учителем песню).
Молодцы, ребята!
Сегодня, сейчас, мы на празднике нашем, К чаю есть у нас ватрушки,
Сыграем, споём и лихо попляшем! Бублики, баранки, сушки!
А кто замёрзнет невзначай, Собрались сегодня мы -
Пей горячий, сладкий чай! Здесь, на праздничны блины!
Скажите, ребята, какую форму имеют блины? (Круглую).
Правильно! А вы знаете, что круг – это символ солнца. И цветом блинчики похожи на ясное солнышко: жёлтые и румяные. Хоровод тоже имеет форму круга, и на лошадях катались «посолонь» - по кругу, по солнышку. Круговые движения масленых хороводов и плясок олицетворяли движение земли вокруг солнца и поворот «Зимы на лето». Ребята, давайте споём нашу любимую и вкусную песню: «Вы, блиночки, мои». (Дети закрепляют музыкальный материал).
Песня «Вы, блиночки, мои».
1.Мы давно блинов не ели, 3.Напекла она поесть
Мы блиночков захотели. Сотен пять наверно есть.
Ой, блины, блины, блины, Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои. Вы, блиночки мои.
2.Моя старшая сестрица 4.Гости будьте же здоровы
Печь блины то мастерица. Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины, Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои. Вы, блиночки мои.
Каждый день Масленой недели имел своё название:
Понедельник – Встреча: пекли блины.
Вторник – Заигрыш: Девицы и парни катались на горках, ели блины. Парни высматривали невест.
Среда – Лакомка: тёща приглашала зятя на блины.
Четверг – Разгул или Широкий Четверг: широкие застолья, ледяные крепости с воротами, горки, качели, кулачные бои, игры. Игр было много, они проходили на протяжении всей Масленичной недели и имели весёлые названия: «конкурс блиноедов», «целовальник», соревнования тяжеловесов, перетягивание каната, ходьба в мешках, игра «в петуха». Познакомимся с некоторыми из них:
(Учитель с детьми проводит 1 или 2 игры).
1.Игра «в петуха».
(Соревнуются 2 участника. Каждый складывает руки за спину, как крылья у петуха; встаёт на одну ногу, и выталкивает плечом своего противника из круга. Побеждает тот, кто остаётся в круге);
2.Соревнование «ходьба в мешках».
(Соревнуются 2 участника. Каждый одевает мешок на ноги, и по сигналу проходит определённую дистанцию. Побеждает тот, кто к финишу приходит первым).
Молодцы ребята! Победителю вручается приз – бублик, а проигравшему утешительный приз – баранка.
Продолжим разговор о развлечениях Масленичной недели.
Пятница – Тёщины вечера: зять угощал тёщу.
Суббота - Золовкины посиделки: молодые невестки принимали гостей.
Воскресенье – особый день, Прощёное Воскресенье: все просили друг у друга прощение, чтобы очистить совесть перед Великим постом.
Подумайте, о чём бы вы могли попросить прощение у своего соседа по парте. Повернитесь к нему и скажите: «Прости меня, пожалуйста, за то, что…» и сами договорите предложение. А сосед вам ответит: «И ты меня прости, за то что…» и сам добавит предложение. (Дети просят прощение друг у друга).
Ребята, вы большие молодцы! Теперь душа ваша очистилась от злости, и в ней поселилось добро! В последний день недели пели прощальные песни «Ты прощай Масленица». Послушайте, ребята, песню, и подумайте, какой она имеет характер?
Песня «Ты прощай Масленица».
Середа да пятница, прошла наша Масленца.
Подошёл Великий пост, оторвал Масленце хвост.
(Дети отвечают: песня звучит весело, шутливо, задорно).
Правильно, ребята!
Масленицу сжигали под весёлый вариант русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». Ребята, возьмите музыкальные инструменты, и на припев песни мы вместе сделаем оркестровую аранжировку мелодии. На сильную долю в музыке звучат ваши инструменты. Пробуем играть с произношением слов:
Пришла к нам Масленица,
Принес-ла блины и маслица.
Молодцы! У вас хорошо получилось. А теперь споём хором с сопровождением народного оркестра песню: «Ой, вставала я ранёшенько».
(Дети закрепляют музыкальный материал. Поют песню и играют на народных инструментах).
Песня: «Ой, вставала я ранёшенько».
1.Ой, вставала я ранёшенько, 3. Ой подружки собирайтеся,
Умывалася белёшенько. В сарафаны наряжайтеся.
Припев: Пришла к нам Масленица, Припев: Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслица – 2 раза. Принесла блины и маслица – 2 раза.
2.Ой стояла я у жаркой печи, 4. Будем вместе хороводы водить.
Выпекала кренделя и калачи. Надо нам ещё и зиму проводить.
Припев: тот же. Припев: тот же.
Молодцы, ребята! Здорово получилось! Пришло время подвести итоги урока.
Подведение итогов урока.
1. Назовите праздник проводов зимы у древних славян? (Праздник Масленицы);
2. Сколько дней проходил праздник Масленицы? (Одну неделю-7 дней);
3. Главное угощение праздника Масленицы? (Блины);
4. Назовите развлечения праздника? (Игры, песни, хороводы, катание на лошадях и с ледяных гор на салазках);
5. Почему последний день Масленицы, назывался Прощённое Воскресенье? (Потому что все просили друг у друга прощение);
6. Чем заканчивался праздник проводов зимы? (Сожжением чучела Масленицы).
Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал.
4.Рефлексия.
Вам понравился праздник Масленицы?... (Да)
Назовите по одному слову к уроку. Урок какой?... (Весёлый, интересный, радостный, вкусный, содержательный)…
Давайте, хором скажем: «Прощай, Масленица!» и помашем ей рукой. Три, четыре:
(Дети говорят слова и машут рукой Масленице).
- Прощай, Масленица!
А теперь, гости дорогие, примите угощение от Масленицы: сладкие блины и вкусные бублики.
Список литературы:
1. 1.«Музыка» учебник для общеобразовательных учреждений 2 класс, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Москва, «Просвещение», 2012 г;
2. «Уроки госпожи Малодии» 3 класс ДМШ и школ искусств Н.А. Царёва, Москва «РОССМЭН-ПРЕС» 2003 г.;
3. «Живая связь времён» сценические постановки народных праздников и обрядов А.Г. Тархова, составитель А.А.Тархова, Пенза 2008 г.