СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории 19 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории 19 века"»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»


Конспект (технологическая карта) пробного урока «Окружающий мир»

Студентки 3 «ВК» группы

Азизовой Диляры Наилевны

Тема: «Страницы истории 19века»

Класс 4 «В» МБОУ «СОШ №18» г. Астрахани




Допуск к проведению урока:

Студентка: Азизова Д.Н.

___________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

____________(подпись)

Учитель: Суворова Е.В.

____________(подпись)

Оценка за урок____



Астрахань, 2021


Тема урока: Страницы истории 19 века

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: сформировать представления о жизни людей в XIX веке; рассказать о наиболее важных событиях этого периода истории.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о таких событиях российской истории ⅪⅩ века, как выступление декабристов, отмена крепостного права; показать, какие перемены произошли в Москве и Санкт – Петербурге; рассказать о технических новшествах, изменивших жизнь людей.

Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родины; бережное трепетное отношение к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, раздаточный материал.

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт

коммуникативные: уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний;

личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

ИКТ и средства обучения:

Учебник, рабочая тетрадь

Методы и формы проведения

Иллюстративно – объяснительный, индивидуальный, практический, фронтальный, работа в парах, группе

Планируемые результаты

Личностные

Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные

учащиеся познакомятся с героическими страницами истории Отечества в начале 19 века;

Метапредметные.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деяте-ть учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, меня зовут Азизова Диляра Наилевна. Сегодня урок окружающего мира проведу я.

-Приветствовать учителя;


Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

(Словесный : беседа)












Давайте вспомним, что мы с вами знаем.

Давайте устроим Блицопрос. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать на них

  • В каком году началась Отечественная война?

  • Почему эта война стала называться Отечественной?

  • Какая страна напала на Россию?

  • Почему Наполеон нападал на разные страны?

  • Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

  • Где происходило Бородинское сражение?

  • Почему русские военные решили оставить Москву?

  • Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

  • Чем завершилась война?

-Слушать учителя;



1812


Франция

Мечтал покорить весь мир

Кутузов


Село Бородино

Русская армия была слишком ослаблена, чтобы воевать дальше

Был пустой город

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу


К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;





Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей




Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

III. Постановка учебной задачи

(Словесный : бесед)




(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

— Объясните значение данных слов.

— Где мы можем узнать значение данных слов?

— На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Высказывать свое предположение.


Отвечать на вопросы.


Определять тему, цели и задачи урока.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию


К.- Учитывать разные мнения

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.



IV. Открытие нового знания






















































Работа в группах по рядам.

Вспомните правила работы в группах

  • Работать должны все;

  • Один говорит, другие слушают;

  • Не выкрикиваем, молча поднимаем руку, если хотим ответить.

Дети читают текст, затем в группах заполняют опорные таблицы и отвечают

1. Декабристы с. 122- 3 ряд

Восстание декабристов произошло в ______году в городе_____________

на ________________________.

В восстании участвовали __________________





Они выступали за ___________





Читали ли вы текст о памятнике зайцу, который спас Пушкина? Куда он ехал и от какой смерти уберёгся? Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра 1.Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.

(Вывешивается портрет Александра 1)

- Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель. (Вывешивается портрет Александра 2)

2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд

Отмена крепостного права произошла в _____ Указ об отмене крепостного права подписал ___________. Царь был назван Освободителем потому, что______________________

После отмены крепостного права все жители в России стали________________.

3. Жизнь после освобождения (карточка)-

После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах.

- Из тех времен пришло к нам выражение «Работать из-под палки». До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться.

4. Россия обновлённая

После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны.

5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд

В конце 19 века улицы освещались сначала _______, затем ________, а потом ___________ светильниками.

В городах появляется конка. Это_____________

Люди стали ездить на ___________, в домах появляются ______, а сообщения передавали с помощью _____________

В конце 19 века начинается строительство __________

Эта дорога связывала __________________

- Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника.

Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит? Длина магистрали 9288 км, это самая длинная железная дорога в мире

- Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?.

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества.

Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка.

- Слушать учителя









1825

Санкт – Петербург

Сенатской площади

Члены тайного общества

Молодые и решительные офицеры дворяне, участники Отечественной войны

Выступали за просвещенную Россию, свободную от царского произвола и крепостничества




















1861


Александром 2

Отменил крепостное право, освободил крестьян

Свободными, освобожденными от крепостного права


































Керосиновыми , газовыми, электрическими

Конная железная дорога

Трамваях

Лифты

Телефонов

Транссибирсекой магистрали

Цент страны с Сибирью и Дальним Востоком м хззпмммм

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

П.- Определение основной и второстепенной информации



































V. Первичное закрепление во внешней речи


Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42.

1. Восстание декабристов.

2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой.

3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу


VII. Закрепление



Тест на оценку

ВАРИАНТ 1

1.За что царя Александра прозвали освободителем?

1) Он освободил Россию от Наполеона

2) Он освободил граждан от налога

3) Он освободил крестьян от крепостной зависимости

4) Он освободил из тюрем незаслуженно арестованных

2.Отметь, как назывался документ о крестьянской вольности.

а) Указ;

б) Манифест;

в) Закон;

г) Постановление.

3.Укажи год, когда крестьяне получили свободу.

а) 1812 г.;

б) 1861 г.;

в) 1851 г.;

г) 1917 г.

4.Почему население Москвы и Петербурга в 19 веке стало стремительно расти?

1) Россия освободилась от французских захватчиков

2) Россия больше не платила дань в Золотую Орду

3) Вольные крестьяне шли в город на заработки

4) Солдаты после войны были отпущены домой

5.Что такое конка?

1) Тройка лошадей

2) Конная железная дорога

3) Карета

4) Конюшня

6.Почему после отмены крепостного права крестьяне не стали жить лучше7

1) Их не отпускали помещики

2) Возможности разных слоев населения были различны

3) Они должны были заплатить налог за освобождение

4) Они не хотели трудиться

7.Что производила мануфактура?

1) Ткань

2) Бумагу

3) Светильники

4) Телефоны

8. Первая железная дорога соединяла:

а) Москву и Петербург;

б) Петербург и Смоленск;

в) Москву и Смоленск.

ВАРИАНТ 2

1. Александр II подписал Манифест о крестьянской вольности:

а) в 1861 году;

б) 1681 году;

в) 1816 году.

2. Прозвище Александра II:

а) Царь-освободитель;

б) Мудрый;

в) Грозный.

3. Первая железная дорога соединяла:

а) Москву и Петербург;

б) Петербург и Смоленск;

в) Москву и Смоленск.

4. Первая железная дорога открылась:

а) в 1851 году;

б) 1581 году;

в) 1815 году.

5. Найди транспорт, которого не было в Москве конца XIXв.

а) извозчик;

б) трамвай;

в) конка;

г) автобус.

6.Найди неверное высказывание.

а) Население городов стало уменьшаться.

б) Построили много новых заводов.

в) Появилось электрическое освещение.

г) В городах открылись музеи и театры.

7.Подумай, что производила текстильная мануфактура.

а) ткань;

б) бумагу;

в) металл;

г) стекло.

8. Выбери города, между которыми пролегла первая железная дорога.

а) Петербург;

б) Тула;

в) Киев;

г) Москва.


-решают тест






Р.- Принимать и сохранять учебную задач

VIII.Итог урока

Словесный (беседа)







- Почему Александра назвали Освободителем?

- Кто такие декабристы?

- Когда крепостные крестьяне получили свободу? Какое значение это имело?

— Скажите, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: Рабочая тетрадь с42-45 №2-4

Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке!

Ребята, вы все хорошо поработали на уроке. Давайте оценим вашу работу. Если вам было интересно на уроке и все задания получилось выполнить, то поднимите зеленый карандаш, если немного затруднялся, то желтый, а если были трудности и вы ничего не поняли, то красный.

- Я очень рада, что у вас отличное настроение.

-Подводить итог урока;


-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-да





К.- Формулировать собственное мнение и позицию


Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Р.- Осуществляют итоговый контроль,

Оценка