УРОК-КВЕСТ
Учитель начальных классов
Ивенкова Марина Викторовна
Железногорск
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.
Метапредметные
- Сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; -
Сформировать умение на основе анализа объектов делать выводы;-
Сформировать умение устанавливать аналогии, выделять и сопоставлять категории.
Личностные
- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Сформировать у учащихся уважительное отношение к имени.
Ход урока
- Доброе утро. Все любят путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в страну с необычным названием - Ономастика. Вы знаете что это за страна? Тогда послушайте загадку: Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими. Да, это имя. И я надеюсь вы догадались, что ономастика – это…. страна имён собственных. «Онима» в переводе с греческого языка означает имя. –
Страна Ономастика огромна, а наша цель – город Антропонимика (имён людей).
Предположите, какая тема нашего урока?
А какие цели поставим?
Подумайте и скажите, что такое имя?
В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. Личное название человека, даваемое при рождении Толковый словарь Ожегова
Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Толковый словарь русского языка Ушакова Разделившись на команды, посетим ряд мест города Антропонимики, где нам предстоит выполнить задания. У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете фиксировать результаты выполнения заданий
Давайте отправимся в путь – Исторический музей.
Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому.
Посетим залы этого музея, выполним первое задание. Как родители давали имя ребенку в далеком прошлом? Ответим на это вопрос и заполним таблицу, прочитав Каждая команда читает информацию на стр.40 и затем заполняет таблицу на листе задания №1. Вам предстоит указать причину появления имен каждой группы.
Хорош, Бессон, Мил, Злоб, Неупокой | Особенность внешности, и характер |
Пятыш, Вторак, Сёмушка, Третьяк | «Порядковый номер» в семье |
Ончутка, Опухлой | Имя-оберег |
Беляй, Черныш | По цвету волос |
Верзила, Мал | По росту |
Кот, Гусь, Заяц, Орёл,Ёрш Щука | В честь зверей, рыб, птиц |
Зима, Дорога, Суббота | Время и место появления ребенка |
Пушкарь, Муковоз, Сом | Профессия родителей |
| |
| |
(Дети работают в группах)
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека)
Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)
Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Проверяем задание с экрана. Поставьте отметку о выполнении задания в маршрутном листе.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.
В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным.
А мы приближаемся к музею современности . Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Встречаются ли древнеславянские имена у ребят нашего класса. В каждой команде листе задания №2 есть список ваших имен. Запишите рядом, что обозначает имя и его происхождение.
Озвучивают имена в каждой группе.
А как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие? (Дети высказывают предположения.)
Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир. Посмотрите на экран. О каком событии на Руси рассказывает картина? (Дети говорят о крещении Руси.)
До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, бога солнца, бога земли и т.д.. Теперь же на смену многим прежним богам пришла вера в единого Бога.
При обряде крещения христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так, Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из других языков европейских и восточных народов.
После крещения на Руси исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. Ваши имена появились на руси в то время и остаются популярными в современном мире.
Сделайте отметку о выполнении задания в маршрутном листе.
Но на этом история иен не закончилась. Давайте посети Музей революции. После октябрьской революции в 1917 году история имен накапливает новые и интересные факты. Посмотрите примеры возникших имен в 20 веке в предложенном вам именослове. Давайте посмотрим, как они могли образоваться? Мы можем сделать вывод, что большинство имен связано с именем В.И. Ленина. Так сильно любил, уважал и верил в то время народ советскому вождю.
Возьмите лист задания №3.
Найди имена, появившиеся после октябрьской революции |
Третьяк, Виктор, Муковоз, Октябрина, Заяц, Ленина, Революция, Вероника, Свобода, Анна. |
Сделайте отметку о выполнении задания в маршрутном листе.
(Подвожу итог вышесказанному с помощью детей)
Итак выделяются 3 этапа развития имен на Руси:
Дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан, Лобан- имена-прозвища)
период после принятия Христианства (Анастасия, Александра, Дмитрий, Кирилл и др.)
новый этап , начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.)
Работа с учебником. (с.41-42)
- А вы отправляемся в Картинную галерею. Перед вами картины Иван Билибин "Вольга и Микула" Виктор Васнецов "Богатыри на конях" Виктор Васнецов "Богатырь" 1878 год, В. Васнецов. Три богатыря 1898
Кто изображен на этих репродукциях?
Давайте остановимся на последней репродукции. Поможет вам информация на стр. 42
Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и поговорим о былинных героях.
Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". –
Какие имена у богатырей?
А что обозначают слова Муромец, Никитич, Попович? Как же звать героя по имени-отчеству?
Добрыня Никитич | |
Илья Муромец | |
Алёша Попович | |
Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Отметьте ответ в листе задания №4
- А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?
Послушайте слова былины и ответ прояснится.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается...
- Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")
- Как вы думаете, зачем человеку отчество?
Сделайте отметку о выполнении задания в маршрутном листе.
А сейчас мы посетим Научную библиотеку и соберем информацию о происхожении фамилий.
Что обозначает слово фамилия?
Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья".
Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Это наше семейное имя. Но фамилии появились не сразу. Простой народ: рабочие и крестьяне получили свои фамилии лишь в середине 19 века.
А как образовывались фамилии в Древней Руси? Каждая команда возьмет листы задания №5 Прочитайте информацию в учебнике стр. 43-44 и составьте таблицу фамилий.
От отчеств | Степанов, Борисов, Иванов, Богданов |
От прозвищ | Шустров, Смехов, Смельчаков, Косых, Худоногов |
От имен | Тихонов, Алферов, Терентьев, Третьяков |
От местности | Тверской, Вяземский, Волгин |
От названий животных | Орлов, Соболев, Соловьёв, Голубев |
От профессий | Гончаров, Столяров, Кузнецов |
От церковных праздников | Успенский, Рождественский, Вознесенский |
1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский, Рязанцев.
(От места проживания)
2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов.
(От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или характер).
3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.
(По названиям животных и растений)
4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От отчества)
5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников, Купцов, Солдатов. (От рода деятельности)
6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский, Воздвиженский.
(Служители церкви получали свои фамилии от названий церковных праздников или тех храмов, где они служили.)
Проверка работы у доски представителем от каждой команды и отметка в маршрутном листе.
Ребята вы изучили много новой информации, предлагаю вам в Академии Антропонимики проверить свои знания. Работаем с ноутбуком . Ответь на вопросы теста и заполните маршрутный лист.
Что вы узнали сегодня во время путешествия?
Вопрос № 1
Укажи имена, указывающие на особенности характера человека.
Кривой
Добрыня
Никитич
Вопрос № 2
Почему современные русские имена совершенно другие?
из-за смены места жительства
произошло крещение Руси
Вопрос № 3
Укажи имена,которые указывали на происхождение из определенной местности
Муромец
Добрыня
Второй
Вопрос № 4
Фамилии появились
в 17 веке
в 19 веке
в 15 веке
Вопрос № 5
Отчество -
это наименование человека по отцу
это наименование человека по деду
Не верно ни первое, ни второе
Вопрос № 6
Укажи имена, которые указывали на занятия людей
Ткач
Пасечник
Мал
Проверим ваши ответы.
Давайте подведем итог нашего путешествия.
Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
Мы справились с поставленной целью. Давайте заполним таблицу.
Оцените свою работу . Если у вас больше плюсов, чем минусов, поставьте своей команде 5.
В народе говорят:
Не имя красит человека, а человек - имя (Русская пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (Русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.
Как вы думаете, какой смысл в этих пословицах?
Каждое имя имеет глубокий смысл, свою историю и родину.
В имя люди вкладывали качества, которые хотели бы передать его владельцу.
Имена нам дают папы и мамы, бабушки и дедушки. Некоторые из имен даются в память о наших предках.
Своё имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить его плохими поступками.
Что вы интересного узнали на нашем занятии?
Проверьте свои маршрутные листы.
Молодцы!
Домашнее задание
- Подготовить пересказ текста учебника на с. 40-45
- В печатной тетради выполнить задание 20 на с. 10
- Придумать историю о том, как Ваша фамилия
Новое имятворчество началось в нашей стране стразу же после Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства и родители получили право называть ребенка как угодно, минуя церковные каноны. В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события: распространенными были имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя. Популярными были имена, возникшие в результате разного рода сокращений: Ревдит (революционное дитя), по первым буквам слов – Ким (Коммунистический Интернационал молодежи), Ор (Октябрьская революция), по первым слогам – Красарма (Красная Армия), Донара (дочь народа). Возникали имена и из усеченных слов: Рев – революция, Люция – революция, Энгель – Энгельс. Многие имена перекликаются с именами и фамилиями вождей революции: Вилен, Владлен, Нинель (читай с конца), Будёна. В ряде имен запечатлены первые этапы индустриализации: Мартен, Трактор, Смычка, Рэм (революция, электрификация, машиностроение); приметы новой действительности: Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Мюда (международный юношеский день).