СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Мой класс - мои друзья". 4 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спешу поделиться разработанным  мною конспектом по ОРКСЭ на тему "Мой класс - мои друзья". 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Мой класс - мои друзья". 4 класс»



Тема урока: «Мой класс – мои друзья»

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Планируемые предметные результаты: знать важные для дружбы качества, связь дружбы

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • осознавать познавательную задачу;

  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Планируемые личностные результаты: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

Оборудование урока: акварель, кисточка, фломастеры, заготовки заданий, песня Большого детского хора В. Поповой — Когда мои друзья со мной, ватман, игрушка в форме солнца.

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия


деятельность учителя и формулировки заданий;

варианты детских ответов

планируемые результаты

планируемые способы оценивания

Организационный момент, 2 мин 

словесный

фронтальная

 Учитель: Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- Поприветствуйте своих одноклассников и пожмите руку своему соседу.

Выполняют действия.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок. Отгадайте загадку и подумайте над темой урока.

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный …

Ученики:-Друг. О дружбе.

Учитель. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 3)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Р: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

, 4 мин

словесный

Фронтальная

Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом?

Ученики: Выбрать дружбу, счастье и богатство 

Учитель: Какое решение он принял? 

Ученики: выбрал дружбу

Учитель: Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? 

Ученики: Да

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

Учитель: Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса


Похвала

Актуализация знаний, 8 мин

Словесный, наглядный, практический.

групповая

Учитель: Какими же качествами должен обладать друг? У всех людей слово «дружба» вызывает похожие ассоциации, а какие именно мы с вами должны будем разгадать с помощью Игры.

Игра в ассоциации

Слова: щмопьо, рми, адеждкопр

(помощь, мир, поддержка)

Выбери ассоциацию из пословицы:

  • Множество выгод предательство нынче сулит, подвигом сделалась преданность для человека

Ученики: преданность.

  • Кто друг другу помогает, тот врага одолевает

Ученики: поддержка

  • Понимать — значит чувствовать

Ученики: понимание

  • Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Ученик: уважение.

Учитель: Это антоним слова печаль.

Что загадал я? Скорей отвечай!

Ученики: радость.

Учащиеся собираюсь слова из букв и делают схему к слову «друг» из найденных слов.

Учитель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба

Р: уметь работать по предложенным инструкциям

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.


Похвала

Первичное усвоение новых знаний, 10 мин

словесный

фронтальная

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем побыть экспертами и обсудить стихотворение о дружбе О.Высотской «ЁЖИК»:

Чтение учителем первой части стихотворения:

Сережа очень нелюдим, 

Ох, как бы подружиться с ним? 

А, может быть, напрасный труд? 

Его не зря Ежом зовут. 

Девчонки просят: «Ежик!» 

Дай перочинный ножик. 

А Коля крикнет всех смеша. 

— Не уколитесь об Ежа! 

Но Еж как будто глух и нем, 

Сидит, не говорит ни с кем! 

— Сережа, взять билет в кино? 

А он сердито буркнет: «Нет! 

— А на коньках пойдешь кататься? 

— Нет, мама будет волноваться! 

Какое впечатление у вас сложилось о ежике – Сереже?

Ответы учеников.

Чтение второй части стихотворения.

А вот уже под Новый год 

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет 

В подвальном этаже. 

Что нет отца, а мать больна, 

Давно уж не встает она. 

И Ежик ходит за обедом, 

И топит печь вдвоем с соседом. 

И должен в комнате прибрать, 

А иногда и постирать. 

Конечно, трудно одному 

Приходится Сереже. 

Как бы вы поступили, узнав о жизни Сережи- ежика?

Чтение желающими цепочкой концовки стихотворения в учебнике с.71. :

Решил Алеша: мы ему 

Все вместе – ка поможем. 

Друзья стучатся у дверей 

— Открой, Сережа, поскорей! 

Мы в нашем переулке 

Тебе купили булки. 

И сахар взяли заодно 

А здесь в пакетиках – пшено! 

Давай готовить ужин. 

Сережа был сконфужен. 

Уж не казался он Ежом, 

Он стал совсем не колкий. 

Скорей за чайником пошел, 

Достал посуду с полки. 

Теперь хотел бы он дружить 

Пожалуй, с целым светом. 

Когда кому-то трудно жить — 

Должны вы знать об этом! 

Учитель: Хорошо, что ребята, пусть и не сразу, но узнали о трудной жизни Сережи и пришли ему на помощь. Что заставило колючего Ежика спрятать иголки?     А как изменился Ежик? Ребята, как бы вы поддержали Серёжу?

Запомните, первое впечатление о человеке иногда может быть ошибочным, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться.

Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы к своим одноклассникам, т.е. умеем быть чуткими.

П: осознавать познавательную задачу

Р: уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений


Физминутка, 2 мин

практический

игровая

Звучит песня Большого детского хора В. Поповой — Когда мои друзья со мной. Дети подпевают и двигаются под музыку.


Похвала

Первичная проверка понимания, 13 мин

практический

групповая

Учитель: А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим.

Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным. Расположите на ватмане ладошку в виде лучика солнышка. Обведите ладошку. Сформулируйте свой «закон дружбы». Запишите этот закон на обведенной ладошке.

Сравните свое солнышко с «законами дружбы» с «законами дружбы» В.А. Сухомлинского

Русский педагог В.А.Сухомлинский тоже вместе со своими учениками составил законы дружбы. Вот что у них получилось.

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

  5. Дружба испытывается в беде и опасности.

  6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

- Как вы считаете, что самое главное в этих законах?

К: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: уметь работать по предложенным инструкциям.

Л: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения





Рефлексия, 5 мин


практический

групповая

Учитель: Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая игрушку, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.

Ученики становятся в круг и, передавая игрушку из рук в руки, проговаривают ассоциации со словом дружба.

Учитель: Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Что бы крепла дружба и были тёплые отношения в классе, можно в качестве общего девиза взять слова: «Помни, что хорошего в человеке всегда больше, старайся увидеть это». И увидеть надо не только глазами. А.де Сент – Экзюпери в своей книге «Маленький принц» написал: «Главного глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце».


П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса


Домашнее задание, 1 мин




Сочини короткий рассказ (4-5 предложений) о своём друге, опиши его хорошие качества. Подари ему этот рассказ







Ученики разделены на группы по 5-6 человек.

Тема фрагмента урока: «Мой класс – мои друзья»

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Планируемые предметные результаты: знать важные для дружбы качества, связь дружбы

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Планируемые личностные результаты: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

Оборудование урока: акварель, кисточка, фломастеры, заготовки заданий, ватман, игрушка в форме солнца.

Первичная проверка понимания, 13 мин

практический

групповая

Учитель: А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим.

Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным. Расположите на ватмане ладошку в виде лучика солнышка. Обведите ладошку. Сформулируйте свой «закон дружбы». Запишите этот закон на обведенной ладошке.

Сравните свое солнышко с «законами дружбы» с «законами дружбы» В.А. Сухомлинского

Русский педагог В.А.Сухомлинский тоже вместе со своими учениками составил законы дружбы. Вот что у них получилось.

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

  5. Дружба испытывается в беде и опасности.

  6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

- Как вы считаете, что самое главное в этих законах?

К: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: уметь работать по предложенным инструкциям.

Л: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения



Рефлексия, 5 мин


практический

групповая

Учитель: Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая игрушку, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.

Ученики становятся в круг и, передавая игрушку из рук в руки, проговаривают ассоциации со словом дружба.

Учитель: Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Что бы крепла дружба и были тёплые отношения в классе, можно в качестве общего девиза взять слова: «Помни, что хорошего в человеке всегда больше, старайся увидеть это». И увидеть надо не только глазами. А.де Сент – Экзюпери в своей книге «Маленький принц» написал: «Главного глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце».


П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса