Организационный момент, 2 мин | словесный | фронтальная | Учитель: Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов. - Улыбнитесь друг другу. - Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. - Поприветствуйте своих одноклассников и пожмите руку своему соседу. Выполняют действия. Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок. Отгадайте загадку и подумайте над темой урока. Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный … Ученики:-Друг. О дружбе. Учитель. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 3) Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. | Р: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся , 4 мин | словесный | Фронтальная | Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? Ученики: Выбрать дружбу, счастье и богатство Учитель: Какое решение он принял? Ученики: выбрал дружбу Учитель: Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? Ученики: Да Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях. Учитель: Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку. | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Похвала |
Актуализация знаний, 8 мин | Словесный, наглядный, практический. | групповая | Учитель: Какими же качествами должен обладать друг? У всех людей слово «дружба» вызывает похожие ассоциации, а какие именно мы с вами должны будем разгадать с помощью Игры. Игра в ассоциации Слова: щмопьо, рми, адеждкопр (помощь, мир, поддержка) Выбери ассоциацию из пословицы: Множество выгод предательство нынче сулит, подвигом сделалась преданность для человека Ученики: преданность. Кто друг другу помогает, тот врага одолевает Ученики: поддержка Ученики: понимание Уважение трудно заработать, но легко потерять. Ученик: уважение. Учитель: Это антоним слова печаль. Что загадал я? Скорей отвечай! Ученики: радость. Учащиеся собираюсь слова из букв и делают схему к слову «друг» из найденных слов. Учитель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом. Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба | Р: уметь работать по предложенным инструкциям П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Похвала |
Первичное усвоение новых знаний, 10 мин | словесный | фронтальная | Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем побыть экспертами и обсудить стихотворение о дружбе О.Высотской «ЁЖИК»: Чтение учителем первой части стихотворения: Сережа очень нелюдим, Ох, как бы подружиться с ним? А, может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: «Ежик!» Дай перочинный ножик. А Коля крикнет всех смеша. — Не уколитесь об Ежа! Но Еж как будто глух и нем, Сидит, не говорит ни с кем! — Сережа, взять билет в кино? А он сердито буркнет: «Нет! — А на коньках пойдешь кататься? — Нет, мама будет волноваться! Какое впечатление у вас сложилось о ежике – Сереже? Ответы учеников. Чтение второй части стихотворения. А вот уже под Новый год Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет В подвальном этаже. Что нет отца, а мать больна, Давно уж не встает она. И Ежик ходит за обедом, И топит печь вдвоем с соседом. И должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже. Как бы вы поступили, узнав о жизни Сережи- ежика? Чтение желающими цепочкой концовки стихотворения в учебнике с.71. : Решил Алеша: мы ему Все вместе – ка поможем. Друзья стучатся у дверей — Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки. И сахар взяли заодно А здесь в пакетиках – пшено! Давай готовить ужин. Сережа был сконфужен. Уж не казался он Ежом, Он стал совсем не колкий. Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить Пожалуй, с целым светом. Когда кому-то трудно жить — Должны вы знать об этом! Учитель: Хорошо, что ребята, пусть и не сразу, но узнали о трудной жизни Сережи и пришли ему на помощь. Что заставило колючего Ежика спрятать иголки? А как изменился Ежик? Ребята, как бы вы поддержали Серёжу? Запомните, первое впечатление о человеке иногда может быть ошибочным, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться. Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы к своим одноклассникам, т.е. умеем быть чуткими. | П: осознавать познавательную задачу Р: уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | |
Первичная проверка понимания, 13 мин | практический | групповая | Учитель: А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим. Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным. Расположите на ватмане ладошку в виде лучика солнышка. Обведите ладошку. Сформулируйте свой «закон дружбы». Запишите этот закон на обведенной ладошке. Сравните свое солнышко с «законами дружбы» с «законами дружбы» В.А. Сухомлинского Русский педагог В.А.Сухомлинский тоже вместе со своими учениками составил законы дружбы. Вот что у них получилось. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу. Дружба испытывается в беде и опасности. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. - Как вы считаете, что самое главное в этих законах? | К: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Р: уметь работать по предложенным инструкциям. Л: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | |
Рефлексия, 5 мин | практический | групповая | Учитель: Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая игрушку, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг. Ученики становятся в круг и, передавая игрушку из рук в руки, проговаривают ассоциации со словом дружба. Учитель: Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Что бы крепла дружба и были тёплые отношения в классе, можно в качестве общего девиза взять слова: «Помни, что хорошего в человеке всегда больше, старайся увидеть это». И увидеть надо не только глазами. А.де Сент – Экзюпери в своей книге «Маленький принц» написал: «Главного глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | |