Тема: «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь).
Цели:
раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие;
развивать умение подбирать цитаты, навыки анализа драматического произведения;
развивать критическое и творческое мышление, коммуникативную компетенцию учащихся;
воспитывать положительного отношения к учению и интерес к русской литературе;
воспитывать вдумчивого зрителя, читателя;
Планируемые результаты
Предметные: показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.
Метапредметные: развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности, речевую активность; развивать самостоятельность и организованность учащихся;
Личностные: формировать устойчивую нравственную позицию, эстетическое восприятие средствами литературы.
Средства обучения: учебник, иллюстрации
Тип урока: урок усвоения новых знаний
«Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…,
все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях,
где больше всего требуется от человека справедливости,
и за одним разом посмеяться над всем.
Но сквозь смех читатель услышал грусть»
Н.В. Гоголь
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
1. Вступительное слово учителя
На прошлых занятия мы с вами познакомились с биографией Н.В.Гоголя и с историей создания его комедии «Ревизор». Для того чтобы возобновить в памяти некоторые моменты, я предлагаю вам сейчас решить кроссворд.
Кроссворд
1. Первое слово в названии первой книги Гоголя? («Вечера на хуторе…»)
2. Кто подсказал Гоголю мысль о «Ревизоре»? (Пушкин)
3. В каком театре состоялось первое представление «Ревизора»? (Александровский)
4. Кому принадлежат слова: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне − более всех» (Николай І)
5. В какой области родился Гоголь? (Полтавская)
6. Каким словом герои пьесы называют ревизора? (инкогнито).
7. Какой известный критик приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение»? (Белинский)
8. Жанр «Ревизора»? (комедия)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Какое слово у нас получилось? (Чиновник)
Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? В тетрадях запишите тему урока.
Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова и выясним, что означает каждое слово в теме.
ЧИНОВНИК - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
ПОРОК - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.
РАЗОБЛАЧАТЬ - раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь, злоупотребления.
- Какими же будут цель и задачи нашего урока?
Рефлексия: насколько актуальна проблема пьесы в наше время?
4) Первичное усвоение новых знаний.
Анализ положения дел в городе Н
Учащимся предлагается рассказать о городе, его жителях и порядках в форме экскурсии:
- описание города (забор, сгоревшая церковь, лужа и т.д.)
- здание суда, работа судьи
- богоугодные заведения
- порядки в гимназиях
- работа на почте
5) Первичная проверка понимания
Ребята, какие впечатления у вас оставил город N?
- Как вы думаете, почему Н.Гоголь не дает название своему городу?
Работа с таблицей (учащиеся заполняют, работая в паре)
Почему чиновникам жилось так хорошо? | они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан |
Какой выход из сложившейся ситуации видит городничий? Что советует чиновникам? На что направлены его действия? | изменить внешнюю сторону, скрыть недостатки, пустить пыль в глаз; цель чиновников – предохранить своё ведомство от настоящей ревизии и обезопасить себя |
С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»? | Это ещё раз подтверждает, что уездный город в пьесе Гоголя – лишь часть общества, где обман, произвол, взяточничество, казнокрадство и т.п. в порядке вещей, это те самые «несправедливости» в России, о которых говорил драматург, приступая к комедии |
- Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?
6) Первичное закрепление.
Назовите черты, характерные для чиновников.
взяточничество
казнокрадство
низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством
скотская грубость перед низшими
самоуправство
произвол
безнаказанность
мошенничество
подобострастие и т.д.
Заполните графу таблицы о чиновниках.
Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?
Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?
Чиновники города – люди «бывалые», то есть могут легко провести кого угодно, но почему же они боятся очень ревизора?
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы?
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Творческое: Досье на каждого чиновника в форме таблицы.
Ф И О | Занимаемая должность | Должностные обязанности | Положение дел по факту | Цитатная характеристика |
| | | | |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Почему «сквозь смех читатель услышал грусть»?
Что высмеял в своей комедии Н.В. Гоголь и почему?
Могут ли такие пороки вызывать смех? Почему?
Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?
Что дает комедия современному читателю и зрителю?