Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка. | -Здравствуйте ребята. Меня зовут Карина Байжмаевна. Сегодня урок музыки проведу у вас Я. - Приветствие учащихся. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. - Проверим готовность к уроку. - Почему это важно? Сегодня, друзья, мы услышать должны Главную музыку нашей страны. Она называется коротко «Гимн», Мы каждое утро встречаемся с ним! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
Постановка учебной проблемы | Предметные: - называть государственную символику. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу - Сегодня речь пойдёт о музыкальном символе нашего государства. Что значит символ? Какие вы знаете государственные символы России? - Правильно. Обойтись без них невозможно: они используются в государственных учреждениях, морских и космических кораблях, самолётах. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие. - Гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему? - Да, на всех перечисленных вами мероприятиях исполняется разная музыка. Но только одна песня исполняется по-особому. | Обучающиеся предлагают формулировки учебной задачи - Это знак отличия. - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. - Наверно, гимн исполняется на каких-нибудь торжественных праздниках, на Новый Год, на спортивных соревнованиях, военных парадах. |
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Так что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое гимн? - По какому плану будете работать? 1. Что такое "гимн". 2. Какой характер музыки гимна РФ? 3. Кто авторы гимна? 4.Чем гимн отличается от других произведений о Родине? - Для чего все это вам нужно знать? | - Почему гимн – главная песня страны. - Да Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний. - Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. - Важно знание символов РФ, потому что Россия – наша Родина, мы маленькие граждане своей страны. |
| Предметные: - знать отличительные особенности песни-гимна; - знать слова 1 куплета гимна РФ; - владеть правилами поведения во время исполнения гимна РФ; - знать авторов гимна РФ; - уметь исполнять гимн коллективно в хоре. | -Гимн - греческое слово, обозначает торжественную песню, прославляющую легендарных героев и богов. В дальнейшем так стала называться хвалебная песнь, в которой воспевалось какое-либо явление, лицо, событие. - Государственный гимн - это отражение и истории государства, и характера народа, и его жизни. Согласитесь, ребята, много разных песен создаётся народом, но именно в гимне должно воспеваться всё самое лучшее, что есть у этого народа и государства. - Какими чувствами наполнены слова гимна России? - Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны. - Не сомневаюсь, что Гимн России вы часто слышали, но я предлагаю его ещё раз прослушать и потом ответить на вопрос: Какими чувствами наполнена музыка гимна России? Слушание Гимна РФ. - Какими же чувствами наполнена музыка гимна? Почему исполнители и слушатели в момент звучания Гимна должны стоять? | Слушают рассказ учителя. - Чувства гордости, величия. Учитель напоминает детям, что гимн слушают стоя, тем самым, подчёркивая важность и торжественность этой песни. Дети встают. Слушают Гимн РФ. -Величием, гордостью, мощью. - Исполняют стоя в знак уважения к своей Родине, так принято. |
Открытие нового знания | Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в коллективе; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | - Выберите и запишите в тетрадь подходящие слова, отражающие характер звучания гимна (величественно, ласково, задорно, нежно, торжественно, строго, напевно, энергично, светло, радостно). Организует работу в рабочей тетради (стр. 4-5). - С этой музыкой взрослеем, С этой музыкой растем. Эту музыку по жизни В нашем сердце пронесем! - Давайте, ребята, исполним 1 куплет в характере, соответствующем исполнению торжественной песни. - Написал этот гимн композитор Александр Александров на слова поэта Сергея Михалкова (показывает фотографии). - Вы знаете, ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. Это была «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И. Глинки (показывает слайд с портретом М. И. Глинки) - Давайте послушаем тот гимн и сравним звучание современного гимна с музыкой М.И. Глинки. - В чем сходство и отличие этой музыки от гимна России? | Работают в рабочей тетради (стр. 4-5). Дети встают. Исполняют 1 куплет Гимна РФ. Рассматривают фотографии А. Александрова и С. Михалкова. Рассматривают слайд. Дети слушают «Патриотическую песню» М.И. Глинки. Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания. |
| | - Кроме государственных символов России есть у русских людей и другие дорогие их сердцу, любимые и почитаемые символы. Это и Московский Кремль, и Красная площадь, и Храм Христа Спасителя, Большой Театр оперы и балета Организует работу с учебником (стр. 14-15). Физкультминутка. На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде раз, А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде два. Лёгкие шажки – раз, два, три, Лёгкие прыжки – раз, два, три, Вот и вся зарядка – раз, два, три, Мягкая посадка – раз, два, три. - Россия – наша Родина. А что для вас значит понятие «Родина»? За что вы её любите? - Современные композиторы, проявляя уважение к своей Родине, к России пишут песни о Родине специально для детей. Давайте вспомним песню Г. Струве «Моя Россия» (включает видеоклип с фонограммой минус 1) - Скажите, с чем и кем сравнивает автор Россию? Учитель организует работу в группах: раздает в конвертах разрезанные пословицы: «Родина – мать, умей за неё постоять» «Одна у человека мать, одна у него и Родина» «Если дружба велика, будет Родина крепка» «Родина – мать, чужбина - мачеха» «Человек без Родины, что соловей без песни» | Работают с учебником. Выполняют небольшие упражнения. Родина – это страна, где мы живём. Родина-место, где мы родились, выросли, где живут наши мамы и папы, дедушки и бабушки, жили наши прадеды и прабабушки. Поют песню Г. Струве «Моя Россия». Высказывают свое отношение к песне. - Каждая группа собирает разрезанную пословицу, а потом объясняет ее смысл. |
Применение нового знания | Предметные: - называть авторов гимна РФ; - уметь называть характер музыки гимна; - уметь отчетливо вслух произносить слова 1 куплета и припева гимна РФ. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Интересный наш урок. Он пойдет ребятам впрок. А о символах страны Все ребята знать должны. Предлагает ответить на вопросы: - Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации? - Как называет Сергей Михалков Россию в гимне? - Сколько куплетов в песне? - Есть ли в гимне повторяющийся припев? - Какие слова звучат в припеве гимна? - Какая музыка звучит при исполнении Гимна РФ? | - Сергей Владимирович Михалков. - Священная наша держава; Любимая наша страна; Одна ты на свете! Одна ты такая, Хранимая Богом родная земля! (Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором, группами). - 3 куплета. - Есть. Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная Славься, страна! Мы гордимся тобой! (Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором, группами).) - Торжественная, величественная, вдохновенная. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Какая задача стояла перед нами? - Кто справился с задачей? - Кто испытывал затруднения? Почему? - Выучите весь текст Гимна России. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - Оцените свою работу на уроке. - Сейчас я каждому раздам лепесток ромашки, на котором надо написать слово, которое у вас ассоциируется со словом «Родина». - Прикрепите на доску к сердцевине ромашки свои лепестки. | Отвечают на вопросы учителя Слушают объяснение учителя. Заполняют лепестки. Дети по очереди прикрепляют лепестки. |