Тема: Типы режущего инструмента: пилы, фрезы, ножи, сверла. (8 класс)
Цель урока: научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием, расширить знания и умения учащихся при работе с режущими инструментами: пилы, фрезы, ножи, сверла.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся знаний механической обработки древесины резанием.
Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы пилами, ножами, научить учащихся правилам техники безопасности при работе с этими инструментами.
Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебный фильм «Основы резания древесины».
Мультимедийный проектор.
Учебник, рабочие тетради.
Режущие инструменты: пилы, фрезы, ножи, сверла.
Межпредметная связь: черчение, ИЗО, физика.
Ход урока:
1. Организационный момент:
(Взаимное приветствие, контроль посещаемости занятия, проверка готовности учащихся к занятию, организация внимания.)
2. Повторение пройденного материала
Интерактивный тест: «Подготовка топора к работе и его хранение. ТБ при теске древесины».
- На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать большую работу, поэтому приготовьтесь меня внимательно слушать и записывать материал в свои тетради. Итак, перейдём к изучению нового материала.
3. Сообщение темы и цели урока
Коррекционное задание: «отгадай ребус»
- Тему нашего урока вы узнаете, отгадав слова ребуса. (пила, фреза, нож, сверло)
- Итак, тема нашего урока: Типы режущего инструмента: пилы, фрезы, ножи, сверла.
Мы познакомимся с их видами, предназначением и техникой безопасности.
4. Изучение нового материала.
Обработка древесины резанием на производстве механизирована. Различают механическую обработку древесины со снятием стружки и без снятия стружки. К первому виду относятся пиление, точение, строгание, фрезерование, сверление, долбление и шлифование. Без снятия стружки древесину режут ножницами и высекают в штампах.
Механическое пиление - наиболее распространенный метод резания древесины. Осуществляют пиление с помощью лесопильных рам, ленточных, круглопильных и цилиндропильных станков. Лесопильные рамы (пилорамы) и ленточно-пильные станки применяют для распиливания бревен на доски и бруски. С помощью круглопильных станков проводят поперечный и продольный раскрой пиломатериалов. Цилиндрическими пилами на цилиндропильных станках выпиливают клепку для производства бочек.
Механическое точение – также распространенный метод обработки древесины. Детали обрабатывают на токарных станках.
Строгание и фрезерование древесины – это механическое резание и ее вращающимися многорезцовыми инструментами – фрезами, ножевыми валами, горизонтально движущимися ножами. Они снимают слой древесины в виде стружки.
Строгание и фрезерование бывает продольным (вдоль древесных волокон) и поперечным (поперек волокон). Осуществляют фрезерование на фрезерных, шипорезных и копировальных станках, получают пазы, шипы, гнезда, проушины, а также детали со сложными криволинейными поверхностями. Строгают древесины на строгальных станках, получают ровную гладкую поверхность на заготовках, а также строганный шпон.
Механическое сверление - выполняют на сверлильных и комбинированных (сверлильно-фрезерных) станках.
Механическое долбление – проводят на цепнодолбежных станках для получения прямых пазов, продолговатых отверстий и гнезд.
Механическое шлифование - проводят на шлифовальных станках. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.
Все рассмотренные методы механической обработки резанием, несмотря на значительные различия в конструкции режущих инструментов, в характере их движения, в устройстве станков, имеют и существенное сходство. Оно заключается в том, что обработка заготовки осуществляется за счет снятия стружки режущими инструментами , рабочие части которых имеют форму клина. Кроме того, все станки представляют собой технологические машины.
Механическую обработку древесины без снятия стружки проводят с помощью ножниц, с плоскими или дисковыми ножами, а также в штампах, состоящих из подвижного пуансона и неподвижной матрицы. Ножницами разрезают листы шпона и фанеры, а в штампах высекают на них бракованные места.
В школьных мастерских механическая обработка древесины производятся на токарных, сверлильных и комбинированных (фрезерно-круглопильных) станках. На комбинированных станках ввиду их повышенной опасности разрешается работать только учителям.
В деревообрабатывающей промышленности, как и в машиностроении, все более широкое применение находят станки-автоматы. Они более производительны, освобождают человека от тяжелого физического труда, с их внедрением улучшаются условия работы, повышается качество продукции.
ФИЗМИНУТКА
Пилы и ножовки
Применение пил:
продольная и поперечная резка – классические ножовки;
вырезание отверстий – выкружные пилы;
изготовления соединительных шипов – шиповые пилы.
По конструкции выделяют пилы:
двуручные, применяемые для распиловки больших бревен;
одноручные – ножовки;
лучковые – с натянутым полотном;
наградки – короткие пилки.
Ножовки для продольной резки имеют зубья, наклоненные вперед, для поперечной резки – симметричные зубья. Пилы с крупным зубом (4 – 6 мм) используют для распиловки бревен и брусков, со средним (3 – 3,5 мм) – для резки деталей средних размеров, с малым (2 – 2,5 мм) – для точного изготовления небольших деталей.
По международной классификации в маркировке РРХ или ЕРХ цифра Х обозначает количество зубьев на дюйм. Чем меньше зубьев, тем они крупнее. Для резки сырой древесины применяют ножовки, зубья которых расположены группами по 5 – 7 штук. Промежутки между группами нужны для удаления склеившихся сырых опилок.
5. Практическая работа.
5.1. Техника безопасности
- Чтобы удобнее было работать и чтобы не подвергать себя опасности ушиба или пореза, необходимо при работе ручным столярным инструментом соблюдать правила безопасности:
1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, заправить одежду так, чтобы не было развевающих концов; убрать волосы под головной убор. Не работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях и пр.).
2. Подготовить рабочее место к работе согласно требованиям технологии по безопасности выполнения операции и указаниям мастера.
Проверить исправность пил (фрез, ножей), правильность их установки и надёжность крепления. Боковые поверхности полотен пил (фрез, ножей) должны быть гладкими и не иметь трещин. Не допускается отсутствие двух зубьев, расположенных рядом, а также более трех сломанных зубьев на всей рабочей длине пилы.
4. Ручки топоров, молотков, киянок должны быть гладкими и расклиненными деревянными или металлическими клиньями.
5. Клинья у строгальных инструментов нужно плотно подгонять и наглухо прижимать к ножу.
6. Воспрещается выбивать и устанавливать ножи рубанков без поддержания полотна ножей большим пальцем левой руки.
7. Работать всегда следует наточенным инструментом.
8. При затачивании инструмента на точильном круге надо надевать защитные очки (или пользоваться предохранительным экраном).
9. На верстаке нельзя укладывать инструмент лезвием вверх или вбок.
10. Инструменты, имеющие отточенное лезвие или остриё (долота, стамески, ножи рубанков, шилья, свёрла, ножи для резьбы), передают другому лицу только рукояткой вперёд.
11. Рабочее место содержать в чистоте. Периодически очищать его от опилок и мусора.
12. Застрявшие частицы древесины (засоры) между пилами (ножами, фрезами), удалять специальной металлической линейкой-выколоткой, чистку, обтирку, прочистку вальцов только при полной остановке лесопильной рамы.
13. Переносить и перевозить инструменты с открытыми зубьями и лезвиями запрещается; это можно делать, только закрыв их в специальные футляры или обернув в толстую бумагу.
5.2. Выполнения задания
- Демонстрация приемов резания древесины.
- Самостоятельная работа учащихся по резанию древесины.
- Всесторонний контроль со стороны учителя.
- Анализ выполнения практической работы.
6. Подведение итогов урока
- Сдача инструментов приспособлений.
- Уборка рабочих мест.
(Оценка результатов работы учеников)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему сегодня вы научились?
- Какие встретили затруднения при выполнении задания?
7. Домашнее задание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. М.: Просвещение, 1985, 1993.
Гушулей И.Н., Гига В.В. Основы деревообработки 7-8 классы. М.: Просвещение,1988.
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/11/osnovnye-metody-mekhanicheskoy-obrabotki-drevesiny-rezaniem-9