СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать  познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать  бережное отношение к природе;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".»

Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна


Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".


УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Конспект урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

7 класс.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;

Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;


Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе: 26

Используемые учебники и методическая литература учителя:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с.

Используемое оборудование: презентация: «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», атлас, карта животных и растений мира, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник.

Ключевые биологические понятия урока:Ареал. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические, непериодические.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: География.

  1. Проверка домашнего задания. (Слайд №1)(Тест нескольким детям индивидуально)

Выберите правильные утверждения.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется эмбриологией.

  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

  4. Основоположником теории эволюции считается Ч. Дарвин.

  5. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

  7. Рудименты это органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 3, 4, 5, 8, 9, 10)

  1. Актуализация знаний:Изучая биологию в 7 классе, мы познакомились с огромным разнообразием животных. На планете существует более 2х млн. видов животных, и каждый из них имеет свои определенные признаки. Каким образом распространены они по планете? Почему мы не встретим белого медведя в пустыне Сахара? (Для существования вида нужны определенные условия). На слайде дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом ,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают, запишите  эти сведения в  тетрадь.(Слайд №2)

Посмотрите,  животный мир континентов сильно различается , но есть виды,  например белый медведь, которые встречаются на двух  материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? (Слайд №3)

(1.      Первая причина - геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию  и Гондвану.

2.      Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались  независимо от фаун других областей суши.

3.      В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений , приспособленные к этим условиям среды).

Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся  своим, отличающимся от  других мест ,  набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.

 Посмотрите на слайд, какие зоогеографические области выделяют? (Слайд №4) (Голарктическую, Неотропическую, Эфиопскую, Индо-Малайскую, Австралийскую, Антарктическую области). Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат, позволили,  там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

В естественной среде обитания каждый вид животных занимает строго определенную территорию.

Изу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­вот­ных на зем­ном шаре и вы­яв­ля­ет общие за­ко­но­мер­но­сти этого рас­про­стра­не­ния наука зоогеография.(Слайд №5)

Зоо­гео­гра­фия не изу­ча­ет непо­сред­ствен­но жи­вот­ных, она изу­ча­ет фауны и аре­а­лы. 

Размеры и формы ареалов могут быть различными, всё зависит от способности вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать за пищу, свет, места размножения и т.д.

Жи­вот­ным, на­хо­дя­щим­ся на раз­лич­ных эта­пах он­то­ге­не­за, необ­хо­ди­мо спе­ци­фи­че­ское усло­вие среды. На­при­мер, в пе­ри­од раз­мно­же­ния боль­шин­ству птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих тре­бу­ет­ся по­сто­ян­ная по­ло­жи­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра, укром­ные места и от­сут­ствие хищ­ни­ков. Для под­рас­та­ю­ще­го мо­ло­до­го по­ко­ле­ния необ­хо­ди­мы дру­гие усло­вия. Для жи­вот­ных, ко­то­рые го­то­вят­ся к зи­мов­ке, нужны тре­тьи усло­вия. Немало важную роль в перемещениях животных играет человек. Вырубка лесов, осушение болот, распашка земель «заставляет» животных перемещаться в другие места обитания. Как называются такие перемещения? (Миграции).

Сформулируйте тему урока. Тема урока:"Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". (Слайд №6) Формулируют задачи.Проверка на слайде. (Слайд №7)

  1. Изучение нового материала:

Ареал. (Слайд №8) Виды ареалов.

В есте­ствен­ной среде оби­та­ния каж­дый вид жи­вот­ных за­ни­ма­ет опре­де­лен­ную ак­ва­то­рию или тер­ри­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Раз­ме­ры и формы аре­а­лов могут быть раз­лич­ны­ми. Здесь все за­ви­сит от вы­нос­ли­во­сти и кон­ку­рент­ных воз­мож­но­стей дан­но­го вида. Аре­а­лы бы­ва­ют

сплош­ны­ми, пре­ры­ви­сты­ми и ре­лик­то­вы­ми. Сплош­ной ареал ха­рак­те­ри­зу­ет­ся непре­рыв­ным

рас­про­стра­не­ни­ем вида на всей гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти. Есте­ствен­но, что внут­ри аре­а­ла особи все равно живут толь­ко в под­хо­дя­щих ме­сто­оби­та­ни­ях. Хо­ро­ши­м при­ме­ром сплош­ного аре­а­ла яв­ля­ет­ся об­ласть рас­про­стра­не­ния бе­ло­го мед­ве­дя за по­ляр­ным кру­гом. (Слайд №9) Разо­рван­ный ареал воз­ни­ка­ет вслед­ствие раз­об­ще­ния неко­гда сплош­но­го аре­а­ла на два или несколь­ко

изо­ли­ро­ван­ных участ­ка. При­ме­ром разо­рван­но­го аре­а­ла - гнез­до­ва­ние го­лу­бой со­ро­ки на

Даль­нем Во­сто­ке Рос­сии.(Слайд №10)

Часто пре­ры­ви­стые аре­а­лы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния пре­гра­ды внут­ри сплош­но­го аре­а­ла, или, на­о­бо­рот, когда в пе­ри­од рас­се­ле­ния жи­вот­ные пре­одо­ле­ва­ют пре­гра­ду и об­ра­зу­ют новую ко­ло­нию за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го аре­а­ла. Ино­гда ареал раз­ры­ва­ет­ся из-за ги­бе­ли жи­вот­ных на про­ме­жу­точ­ных тер­ри­то­ри­ях.

Виды, яв­ля­ю­щи­е­ся остат­ка­ми круп­ных, почти пол­но­стью вы­мер­ших в про­шед­шие гео­ло­ги­че­ские эпохи так­со­нов, на­зы­ва­ют­ся жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Живые ис­ко­па­е­мые, как пра­ви­ло, имеют очень неболь­шие аре­а­лы. Та­ко­ва, на­при­мер, гат­те­рия, оби­та­ю­щая толь­ко на несколь­ких ост­ро­вах возле Новой Зе­лан­дии. (Слайд №11)Виды жи­вот­ных, оби­та­ю­щих толь­ко в дан­ной гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти и нигде более не встре­ча­ю­щих­ся, на­зы­ва­ют эн­де­мич­ны­ми ви­да­ми, или эн­де­ми­ка­ми дан­ной об­ла­сти.



Виды, со­хра­нив­ши­е­ся на дан­ной тер­ри­то­рии как остан­ки преж­ней фауны, на­зы­ва­ют­ся гео­гра­фи­че­ски­ми ре­лик­та­ми. Жиз­нен­ное про­стран­ство, за­ни­ма­е­мое каж­дым из них, на­зы­ва­ет­ся ре­лик­то­вым аре­а­лом. Ре­лик­то­вые аре­а­лы обыч­но имеют неболь­шую пло­щадь и часто со­сто­ят из несколь­ких изо­ли­ро­ван­ных ча­стей. Здесь в ка­че­стве при­ме­ра хорош ареал ре­лик­то­вых та­ра­ка­нов. (Слайд №12) Виды этого рода оби­та­ют в Рос­сии на Даль­нем Во­сто­ке, в Китае, Корее, США.

Ареал вида может быть и очень боль­шим. На­при­мер, таков ареал до­мо­во­го во­ро­бья, оби­та­ю­ще­го на всех кон­ти­нен­тах.(Слайд №13) (Космополиты)

В пре­де­лах аре­а­ла жи­вот­ные могут рас­се­лять­ся по-раз­но­му. Воз­мож­но, на­при­мер, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние осо­бей по всей тер­ри­то­рии.

Также воз­мож­но плот­ное за­пол­не­ние осо­бя­ми цен­тра аре­а­ла, а ближе к гра­ни­це их кон­цен­тра­ция может быть зна­чи­тель­но мень­ше.

  1. Первичное закрепление:

Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?(Слайд №14)

  1. Изучение нового материала:

Границы ареала вида  могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира, исследование причин расширения или сокращения  ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

 Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Закономерности размещения животных».Задание: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, привести примеры.)

 Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого в центре класса образуйте круг, держась за руки. Вам предстоит  изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете шаг назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 1 шаг вперёд.

- Усыхание водоёмов России для видов водоплавающих птиц

- Вырубка леса для белок

-Проникновение рыб на север из-за потепления климата

-Массовое размножение вида животного

-Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

-Строительство городов для большинства диких видов

-Лесные пожары

-Условия не изменяются, остаются стабильными

-Возникновение географических преград : рек, гор, пустынь и т.п.

Вывод:на распространение видов влияют климатические, экологические,географические и очень сильно антропогенные факторы.

Что такое миграции?(Слайд №15) (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.Проверка в виде опроса учеников).

Виды миграции

Особенности

Примеры

1.Возрастная

Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования

Оболочники

2. Периодическая = сезонная

Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала

Дальневосточные лососевые рыбы, гренландский тюлень

3.Непериодическая =нерегулярная

Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы.

Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Вывод:Миграции животных - закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(Слайд №16)

  1. Закрепление: вопросы – 1 вопрос на выбор учащегося. (Слайд № 17)+ фронтальный опрос.

  1. Что такое ареал? Какие типы аре­а­лов вам из­вест­ны?

  2. Какие фак­то­ры вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и струк­ту­ру аре­а­ла?

  3. Опи­ши­те аре­а­лы из­вест­ных вам видов жи­вот­ных. Какие из них от­но­сят­ся к ре­лик­то­вым?

  4. Ка­ко­во зна­че­ние ми­гра­ции в жиз­нен­ном цикле рыб, реп­ти­лий, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих?

  5. При­ве­ди­те при­ме­ры осед­лых жи­вот­ных и жи­вот­ных, ми­гри­ру­ю­щих на даль­ние рас­сто­я­ния.

  1. Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 18)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №19)

  1. Подведение итогов урока (Самооценка). (Слайд №20)