СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"»

Конспект урока


Класс, дата, предмет: 7 класс, 22.09.2020, физика

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Тип урока: открытия новых знаний.

Форма урока: урок творческого поиска и микроисследования.

Цель урока: формирование навыков исследовательской деятельности на основе проблемного обучения.

Задачи урока:

Образовательные: формировать понятия «диффузия», исследовать зависимость скорости диффузии от строения вещества, внешних факторов: температуры вещества, перемешивания, обоснование практического значения диффузии для человека.

Развивающие: развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу; развивать навыки экспериментальной деятельности, смыслового чтения.

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных умений; формированию мировоззренческих понятий.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах», освежитель воздуха; на столах учеников: стаканы с водой холодной и горячей, кофе, чайные пакетики, овощи, перманганат калия, моющее средство, карточки самоконтроля, инструктивные карты для проведения экспериментов, карточки с тестами.

Автор УМК: Перышкин А.В. и др

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Время 1мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.


Подготовка к работе.

Активизация мышления и актуализация ранее изученного материала.

5 мин

Организует проверку домашнего задания.

Фронтальный опрос по вопросам:

-Какие опыты подтверждают существование молекул?

-Какие опыты подтверждают существование промежутков между молекулами?

-Какие наблюдения доказывают, что размеры молекул малы?

- Вы говорили о молекулах. Сделайте вывод.

Тестирование с последующей самопроверкой по ключу (слайд). (Приложение).

-Итак, выполнив письменную работу в виде теста, скажите, какие ключевые позиции вы повторили.

На слайде недописанные предложения:

  • Молекула – это…частица, из которой состоят все вещества

  • Молекулы состоят…из атомов

  • У одного и того же вещества молекулы…одинаковые

  • У разных веществ молекулы…разные

Участвуют в повторение материала, отвечают на вопросы.

Делают вывод.

1.Тела состоят из молекул.

2. Молекулы разделены промежутками







Выполняют тест.

Проверяют свое решение и в карточки самоконтроля ставят баллы (от 0 до 2).

Вносят полученные баллы в карту самоконтроля.

Продолжают мысль.


Мотивация к учебной деятельности

5 мин

Создает проблемную ситуацию: разбрызгивает для учеников освежитель воздуха.

-Почему запах в комнате распространяется не мгновенно, а спустя некоторое время?

Учитель принимает все высказывания детей, не комментируя их. Далее подводит их к тому, что у них нет точного определения.



























-Почему возможно перемешивание молекул?

- Как вы думаете, самопроизвольное перемешивание молекул возможно только в газах?



Проводит эксперимент.

Положить в стакан с водой несколько крупиц пищевого красителя.

- Что вы наблюдаете?

Объясняет иллюстрацию диффузии в жидкости.

Показывает видео «Диффузия. Модельный эксперимент».

Наблюдали ли вы такое явление в быту, в природе?

- В науке физике должно быть точное определение данному явлению?





Наблюдение и проведение эксперимента: диффузия в жидкости.

На слайде иллюстрация процесса.

Обсуждают предложенное явление.

Обучающиеся должны прийти к выводу, что не могут дать четкого определения данному явлению.

Предполагаемые ответы:

Распространение запаха происходит из- за того, что молекулы освежителя воздуха движутся. Молекулы воздуха тоже движутся.

Движение молекул воздуха мешает движению молекул духов в определенном направлении. Спустя некоторое время молекулы духов проникают между молекулами воздуха. Происходит самопроизвольное перемешивание веществ.



Отвечают на вопрос.

- Молекулы движутся.

- Возможно в жидкостях.





Отвечают на вопрос.

Молекулы красителя проникают между молекулами воды.



Приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт.

- Конечно, но не знаем.

Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин

Читает стихотворение:



Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать.
Если в сад весною выйдешь
Аромат цветов вдохнёшь,
Эти странные явленья
Ты диффузией зовёшь.

- Назовите тему урока, сформулируйте цель и задачи урока.

Беседуют по картинам.



На экране фотографии: смешивание красок художником, цветы, духи, водная гладь, засолка огурцов.

Называют тему урока: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».

Формулируют цель урока:

- изучить данное явление.

Задачи урока:

- дать четкое определение увиденному явлению;

- выяснить особенности явления;

- узнать практическое применение.

Изучение нового материала.

15 мин

Организует работу над определением диффузии.

- Попытайтесь самостоятельно дать определение диффузии.

- Найдите в тексте учебника определение диффузии.

- Прочитайте его.

-Правильно ли вы сформулировали определение.

- Запишите его в тетрадь.



-Итак, вы пронаблюдали диффузию в газах, жидкостях. В чем причина диффузии? Скажите, отличается ли протекание диффузии в газах от диффузии в жидкостях? Почему в газах быстрее? Будет ли она одинакова в различных жидкостях, газах?

- Предположите, по каким признакам возможно отличие?

- Давайте с вами проведем ряд экспериментов, в ходе которых убедимся или опровергнем ваши предположения.

Проверяют зависимость скорости протекания диффузии

- от рода вещества

- от температуры жидкости

- от плотности вещества

- от вмешательства.

Напоминает правила техники безопасности при выполнении практических работ.

Консультирует учащихся.


Дают определение.

Читают и записывают определение диффузии в тетрадь.















Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- в движении молекул.

- Отличается или не отличается.

Высказывают предположения.















Выполняют исследования самостоятельно, работая в микрогруппах. По итогам работы один из учащихся делает вывод перед всем классом. Записывают выводы в тетрадь.


Раскрытие особенностей протекания диффузии в твердых телах.

Диффузия в твердых телах. (слайд)





-В каких веществах мы еще не рассмотрели диффузию?

-Как вы думаете, протекает ли диффузия в твердых телах?

- Прочитайте в учебнике текст на стр.22.

- Как протекает диффузия в твердых телах?











Задает вопросы:

1.Какие свойства молекул обеспечивают смешивание веществ?

2.Какова скорость диффузии в различных состояниях вещества?

3.От чего зависит скорость протекания диффузии?


- В твердых телах.



Читают текст. Один из обучающихся рассказывает, опираясь на изображение на слайде.

Делают вывод и записывают: диффузия в твердых телах протекает очень медленно.

Отвечают на вопросы. Делают выводы:

1.Молекулы движутся.

2.Диффузия протекает в газах быстро, в жидкостях медленнее, твердых телах очень медленно.

3. При повышении температуры увеличивается скорость диффузии.

4. Искусственная диффузия быстрее естественной.

Физкультминутка. «Тренажер зрения»1 мин

Проводится гимнастика для глаз.


Выполняют упражненя


Первичное понимание и закрепление знаний.

7 мин

Организует работу по первичному закреплению новых знаний. Объясните явление или ответьте на вопросы:

  1. Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка.

  2. В полистироловой фляге длительное время хранился керосин. Если в эту, даже очень тщательно вымытую флягу налить молоко, то в нём мы всё же будем чувствовать запах керосина.

  3. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка?

  4. Почему в помещении, где часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?

  5. Почему чай заваривают горячей, а нехолодной водой?

  6. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?

7. «В людях». Максим Горький. «Я уже не спал, наблюдая, как сквозь щели дровяника пробиваются ко мне на постель лучи солнца, а в них пляшет какая-то серебряная пыль – эти пылинки, точно слова в сказке».

8. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

-Решая данные задачи, к какому выводу вы пришли?

Знакомятся с заданием.

Работают с опорным конспектом, записанным в тетради.

Формулируют выводы:

1. диффузия наблюдается в природе.

2.имеет большое значение в практической жизни человека, в быту.

Организует самостоятельную работу.

- В каких заданиях возникли вопросы.

Проверка допущенных ошибок, их исправление.





Самостоятельная работа. Тест.

На слайде ключ.

1

2

3

4

5

I В

b

d

a

c

а

II В

c

d

d

b

d



Выполняют работу по вариантам. Самопроверка по слайду.

Заполняют лист самооценки.

Отвечают на вопросы.

Итог урока.

2 мин

Координирует работу учеников. Организует процесс формирования вывода по уроку.

- Сформулируйте важный вопрос по теме урока.

- Задайте его одному из обучающихся.

Вопросы задает:

- Какую тему изучили?

- Какую цель ставили?

- Как вы думаете, достигли вы цели?

Задают и отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

2 мин

Организует обсуждение и запись домашнего задания. Два уровня заданий: первый обязательный, второй по желанию.



§ 9, задание 2;

Для желающих: доклад на тему: «Использование диффузии в технике и повседневной жизни».

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Рефлексия.

2 мин

Сообщает критерии оценивания за урок.



Определение уровня усвоения материала урока

«5» - 19 – 21балл

«4» - 16 – 18 баллов

«3» - 13 – 15 баллов

«2» - менее 13 баллов



- Немного творчества. Изобразите явление диффузии.

Заключительное слово учителя:

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький».

Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат.

И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, который ожидали.

Подсчитывают баллы в оценочном листе, в соответствии с критериями выставляют оценку за урок в лист, отдают учителю.



Изображают на листах явление диффузии.