СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте  представлены цели и задачи, этапы урока,методы и приемы, через котрые будут расскрываться тема урока, оборудование, рефлексия. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе."»

Конспект урока

учителя русского языка и литературы МКОУ Шелаевской СОШ Хрущевой Веры Егоровны.

Название предмета: литература.

Класс: 6 класс.

Урок:73

Дата проведения:15.03.2022г.

Тема: «Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе (с элементами игровой технологии как инструмента развития творческих способностей обучающихся).

Тип урока: комбинированный: повторение изученного и открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков данного раздела: Виктор Петрович Астафьев (2 часа): второй урок.

Учебник литературы: В.Я Коровина, В.П. Полухиной, В.П. Журавлева, (2 часть), Москва «Просвещение»,2020 г.

Развивающие цели: развитие творческих способностей через игровые технологии: инсценирования, интервью, игру «Верни утерянные предметы герою». Развитие воображения и речевой культуры.

Воспитательные цели: формирование мировоззренческой позиции, нравственных принципов обучающихся. Воспитание чувство патриотизма и гордости за прошлое своей страны и ее народ.

Познавательные УУД : разобраться в понятиях: яркость, самобытность, юмор в рассказе через художественный текст, через характеристики героев, их поступки и нравственные ценности: чести, доброты, понятия долга.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем, сотрудничать со сверстниками, выслушивать и понимать чужое мнение и высказывать свое.

Регулятивные УУД: предвосхищение временных характеристик в достижении результата.

Личностные УУД: любовь к природе и бережное отношение к ней.

Методы и приемы обучения: метод «Ситуация успеха», частично - поисковый; словесный: эвристическая беседа, игровые технологии: инсценирование, интервью, игра «Верни утерянные предметы герою», прием «Верные и неверные утверждения»,наглядные методы, ИКТ.

Оборудование урока: смайлики, выражающие разные человеческие чувства, презентация «В. П. Астафьев. Жизнь и творчество», утерянные вещи: туесок с земляникой, пряник, в образе коня с гривой, чайник, картина, с нарисованным морем, шаньги, кувшин с молоком, зеленый лук, куклы в образе домовихи и домового, юбка, тельняшка… компьютер, телефон для снятия интервью, мультимедийный проектор, учебники, тетради, запись песни «Детство» Ю. Шатунова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Учитель убеждается, что дети готовы к уроку: учебники, тетради, ручки, дневники лежат на партах. Разрешает садиться.

II. Психологический настрой на урок создает положительную мотивацию на уроке: прием «Верные и неверные утверждения» и песня «Детство, детство, ты куда ушло…»

( музыка В. Лапицкого, слова Ю. Шатунова).

Начнем наш урок с приема «Верные и неверные утверждения»:

- В.П. Астафьев наш земляк? Обучающиеся хором отвечают: «Верно!».

-Виктор Петрович писал о своем детстве? Обучающиеся хором отвечают: «Верно!».

- Эти строки, которые я зачитаю, принадлежать Астафьеву:

Мир детства, с ним навечно расставанье,

Назад ни тропок нету, ни следа.

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Все чаще возвращают нас туда.

Обучающиеся хором отвечают: «Неверно!».

-Эти строки принадлежат Кайсыну Кулиеву? Обучающиеся хором отвечают: «Верно!».

Учитель включает песню Ю.Шатунова «Детство» (первый куплет и припев). Обучающиеся танцуют под музыку. После этого педагог определяет настроение учащихся при помощи наглядного метода. Смайлики, выражающие разные чувства, помогают ему выяснить ,какое настроение у ребят на начало урока.

III. Объявление темы и целей урока идет через диалог между учителем и обучающимися.

«Все мы родом из детства»,-сказал французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери.

- Как вы понимаете это высказывание?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос:

- Детство - это важнейшая пора в жизни человека. Именно в детстве формируется личность ребенка, его характер. Именно о детях мы будем говорить сегодня.

-Тема нашего урока сегодня « Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

- Так чем же мы с Вами займемся на уроке?

- Проверим домашнее задание через интервью и презентацию о писателе и его творчестве, обратимся к тексту и познакомимся поближе с героями рассказа, выясним, в чем их яркость и самобытность. Еще мы готовили к уроку инсценировки, покажем их.

Идет толкование слов через презентацию: яркость, самобытность, юмор (слайды:15,16)

  • Яркие персонажи – сильные, впечатляющие.

  • Самобытные – не похожие на других, отличающиеся яркими индивидуальными чертами; своеобразные.

  • Юмор – все, что может вызвать смех, улыбку и радость.

IV. Актуализация знаний (проверка домашнего задания). Игровая технология: интервью «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» через информационно - коммуникативную технологию: показ презентации через мультимедийный аппарат и снятия видео и публикация его в сети интернет.

- Ребята! Вам на прошлом уроке было дано задание из рубрики «Проверьте себя» , опираясь на статью учебника, на вопросы рубрики и на те знания , которые получены в 5классе составить интервью о писателе В.П. Астафьеве и его творчестве. Учитель предоставляет слово участникам интервью, напоминает лексическое значение слова «интервью» - (англ., intervieu) разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

К нам на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» и хочет побеседовать с Вами о нашем земляке – писателе В.П. Астафьеве. Интервью будет записано на видео и публиковано в газете «Школьные вести» и в сетях интернет.

Вдруг стук в дверь, и входит в класс корреспондент газеты «Школьные вести» с бейджиком на груди и репортер, который будет снимать интервью на видео. Здороваются и представляются классу и начинают интервью:

- Где и когда родился наш земляк В. П. Астафьев? (слайды:1-3)

- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии (ныне Красноярский край).

- Что вы знаете о родителях писателя? (слайд: 4)

- Отец Петр Павлович Астафьев (1901- 1979) и мать Лидия Ильинична Потылицына ( 1902-1931).Отца арестовали за вредительство, мать умерла во время одной из поездок к мужу.

-У кого прошло детство Виктора? И какие остались у мальчика воспоминания о нем? (слайд:5)

-Детство Виктора прошло с бабушкой и с дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

- Отец мальчика женился во второй раз. Где семья жила, и как новая семья приняла его? (слайд: 6)

- Семья переехала в г. Игарка Красноярского края, когда отец попал в больницу, новая семья отвернулась от мальчика, он оказался на улице, проскитался два месяца и был направлен в детский дом.

- Что Вы знаете о службе в армии писателя в годы Великой Отечественной войны? (слайд:7)

- В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучался военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом.

- За службу в годы Великой Отечественной войны Астафьев награжден медалями? (слайд :8)

-Да, был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной звезды».

-Что вы знаете о литературной карьере писателя? (слайд:9)

-Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году «Гражданский человек». В 1953 была опубликована книга «До будущей весны». За все время своей деятельности Астафьев написал много произведений. Хочется отметить такие произведения, как: «Васюткино озеро» ( этот рассказ мы читали в 5 классе. Там писатель показывает, что трудности могут полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как мужчина), «Царь - рыба»,в сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

- Сколько всего написал Астафьев книг, и где они издавались? (слайд: 10-13)

- За свою литературную карьеру Виктор Петрович написал более 100 книг, которые издавались почти в 30 странах мира.

- В России есть памятники, посвященные В. П. Астафьеву и какой самый необычный? (слайд:14)

-Да, в России несколько памятников Виктору Петровичу, но самый необычный из них расположен возле трассы между Красноярском и Дивногорском.

-Чем композиция необычна?

- Композиция представляет собой гигантского осетра, разрывающего сеть - так скульптор увековечил один из известных рассказов «Царь-рыба».

-Спасибо за интервью. Интересно было с Вами общаться. Я убедился, что знания у вас о писателе имеются. До свидания.

По ходу интервью идут слайды презентации, которые меняет учитель. Если обучающий дает правильный ответ на поставленный вопрос, то корреспондент вручает ему смайлик. В конце интервью подводятся итоги, кто больше получил смайликов, тот получает медаль «Умника» или «Умницы».

V. Музыкальная физминутка: песня «Детство» Ю.Шатунова 2 куплет с припевом (обучающиеся танцуют).

VI. Работа над темой урока. Эвристическая беседа с элементами инсценирования.

− Итак, в центре повествования случай из жизни мальчика Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка и дедушка. Случайно ли повествование ведётся от первого лица? 

-Нет, это произведение автобиографическое.

− Главного героя неудержимо тянет в семью соседа Левонтия. Как к этому относится бабушка Катерина Петровна?

- Она против, соседи ведут не очень правильный образ жизни.

 − Поставьте себя на место Вити. От его лица объясни, почему тебе очень хочется бывать у них?

-Они меня жалеют, бабушка, а ты строгая, у них весело, угощают всем, что есть дома.

-Представь себя в роли строгой Катерины Петровны.

-Соседи выпивают, не умеют вести хозяйство, тратят деньги бестолково. Они   грубые, дерутся.

− И, тем не менее, именно с ребятами из семьи Левонтия бабушка отпускает Витю за ягодами.(слайд:17,18)

1.Инценирование: действующие лица: бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё! (слайд:19)

− Итак, зачем нужны ягоды?

-Продать, купить пряник.

− Подумаешь − пряник! Что удивительного в нём?! Зачитайте фрагмент (стр. 64), в котором говорится о том, что почувствовал герой, когда узнал об этом.

  − А почему у него такая радость?  Богато ли жили люди?

-Небогато, события происходят после Гражданской войны. Пряник – это счастье для ребёнка, гордость и предмет зависти ровесников.

− Чем в композиционном плане является поход за ягодами?

-Завязка действия.

2.Частично-поисковый метод: работа с художественным текстом. Работа в группах.

− Обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 68. Проследим, как ведут себя ребята при сборе ягод. Страницу в тетради поделите пополам. Первая группа характеризует поведение детей во время похода за ягодами левонтьевских ребятишек, а другая – Витю (в основном это будут глаголы).

Результат работы в группах: представители групп зачитывают характеристику своих героев.

Левонтьевские ребятишки

Витя

бросали друг в друга

барахтались

принимались драться

дразнились

напластали

жрут ягоды

бьются

катаются

трудом своим заработать пряник

начали брать землянику радостную и дорогую

брал старательно

собрать скорее

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

вздохнул с облегчением













− И вот… левонтьевские собрались на речку. С такой работой много ягод все равно не наберёшь. А Витя не может не идти. Почему?

-Бабушке обещал, ещё не набрал полный туес.

3. Инсценировка: действующие лица: Санька и Витя.

− Сейчас ребята представят эпизод, который произошёл на увале. (слайд:20)

– Бабушки Петровны испугался? Эх ты! (Санька)

– Зато мне бабушка пряник конём купит! (Витя)

– Может, кобылой? Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! (Санька)

– Я?! (Витя)

– Ты! (Санька)

– Я? (Витя)

– Ты, ты! (Санька)

– Жадный? (Витя)

– Жадный! (Санька)

– А хочешь, все ягоды съем? (Витя)

– Слабо! (Санька)

– Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

 – Я ещё у бабушки калач украду! (Витя)

– Давай!  Только одного калача мало!  Шанег прихвати!  А лучше ещё и пирог!

-Лишнее не будет! (Санька)

– Ладно! (Витя)

− Я вижу, что вы улыбаетесь. В какой-то мере это действительно смешно.  Но если вдуматься?  Какие же качества проявляют при этом левонтьевские ребята?

-Зависть, злоба, понимают, что Вите достанется, а все равно подначивают его.

-Кульминацией.

− Итак, Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!» и Витя попадается «науду». Вите важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

− Стоит только начать совершать злые поступки и уже трудно остановиться. Вспомните, что делают ребята на реке. Какие проявляют при этом качества?

- Растерзали рыбу, убили стрижа.(слайд:20,21)

− Наступает вечер, пора домой, в туеске ничего нет, а пряник-то хочется… Это ж мечта! На что подбивают так называемые друзья Витю?

-На обман: траву в туесок – вместо ягод.(слайд:22,23)

− Как к обману относятся левонтьевские ребята?

-Им это не в первой, они так часто делают, и им за это ничего дома не бывает.

− Витя всё-таки обманывает бабушку, и она уезжает с пустым туеском в город, чтобы стать самой обманщицей и испытать стыд перед дамочкой, решившей купить у неё ягоды.

Витя ещё и крадёт калач… Что испытывает Витя, пока ждёт бабушку? 

-Муки совести.

− Пытался ли он исправить ситуацию, рассказать ей обо всём?

- Да, хотел утром рассказать, но проспал, ещё и деда не было дома, он бы помог.

− Чем занимается Витя в отсутствие бабушки?

-Идёт на рыбалку. День чудесный, но ему не радостно..

− Удалось ли ему отвлечься от ужасных мыслей, мук совести?

-Нет.

− А что левонтьевские ребята? Пожалели? Поддержали?

-Нет, смеялись, дразнили.

−Когда вы читали рассказ, что вы предполагали увидеть в финале? Как представляли себе развязку действия?

-Бабушка накажет Витю.

− Ругала его бабушка?

-Ругала, позорила перед другими, но простила.(слайд:24)

−Зачитайте финал рассказа (стр. 80)

− Почему бабушка простила внука?

-Любила, жалела, ведь он сирота, догадалось, что это его левонтьевские подбили на злое дело. Как мудрая женщина, поняла, что нужно добром воспитывать ребёнка. Зло порождает только зло. Преподала внуку урок доброты и прощения. (слайд:25) 

 -Докажите, что Витя усвоил этот урок? 

-Последние слова рассказа:(зачитывают)

4. Подведение итога эвристической беседы учителем.

− Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.    Мальчик Витя вырос, стал писателем и написал книгу «Последний поклон», отблагодарив таким образом свою бабушку за любовь, заботу и добро.

 Рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей.  Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты».

− А какие уроки вы извлекли из этого произведения?

-Нужно быть честными, не поддаваться чужому влиянию, быть добрыми, уметь прощать, раскаяние приносит облегчение.

5.Игра «Верни утерянные предметы героям рассказа».

Учитель показывает предмет, а учащиеся должны назвать героя, которому эти предметы принадлежат: кувшин, туесок с земляникой, чайник, тельняшка, картина, изображающая море, пряник конем, калач, юбка, домовиха и домовой, змея.

-Бабушке, Вите, старшому из левонтьевских ребятишек, дяде Левонтию, Вите, бабушке, Васене (матери левонтьевских ребят), Саньке, Таньке.

VI. Рефлексия. Составление синквейна на героев рассказа (работа в группах).

Учитель предлагает учащимся составить синквейны на героев рассказа, разделив класс на группы:

1группа: Витя.

2 группа: бабушка.

3группа: пряник.

4 группа: Санька.

5 группа: о рассказе.

Синквейн должен состоят из одного существительного, двух прилагательных, трех глаголов, предложения, которое характеризует героев, одно заключительное существительное, подводящее итог сказанному.

Учащиеся делятся на группы и составляют синквейны.

Результаты первой группы:

Витя.

Доверчивый, совестливый.

Обманывает, ворует, мучается.

Витя получил урок доброты.

Совесть.



Результаты второй группы:

Бабушка.

Любящая, заботливая.

Прощает, любит, покупает.

Бабушка покупает Вите пряник-мечту.

Прощение.

Результаты третьей группы:

Пряник.

Белый, розовый.

Простили, купили, подарили.

Витя получил заветный пряник.

Мечта.

Результат четвертой группы:

Санька.

Хитрый, изворотливый,

Дразнит, завидует, обманывает.

Санька учит плохим поступкам Витю.

Мальчиш - плахиш.

Результат пятой группы:

Рассказ

Интересный, поучительный.

Трогает, волнует, заставляет задуматься.

Рассказ учит прощать и любить.

Юмор.

Представители групп зачитывают коллективную работу в группах.

Учитель результаты работы групп по составлению синквейна слушает и оценивает.

Учитель просит поднять смайлики, выражающие настроение учащихся в конце урока.

VII. Домашнее задание. Выставление оценок за урок. Звучит песня Ю. Шатунова «Детство» 3 куплет и припев.



Запись на доске: художественный пересказ эпизода из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и выставляют оценки.