Тема «Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасов «Славная осень!»
Цели:
1. Учить анализировать лирический текст.
2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка.
3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»
Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.
Воспитывающие:
Воспитывать познавательную активность учащихся.
Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Марьям Вагсевна.
- Посмотрите на картинку и прослушайте звуки природы. С каким временем года у вас ассоциируются звуки и картинка? (И это ОСЕНЬ)
- Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.
-Но для начала давайте сделаем речевую разминку. Сначала прочитаю я, затем я попрошу поставить вас видео на паузу и прочитать самим, сначала про себя ,медленно и ускоряясь.
Под в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
( В. Голяховский)
-О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)
-В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?
-Какие слова придумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок)
-Он выдумал эти слова чтобы мы услышали шуршание листьев
Для этого нужно выделить звук (Ш) при прочтении. Такой приём в поэзии называется АЛЛИТЕРАЦИЯ
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.
-Прошу вас поставить видео на паузу и прочитать это стихотворение выразительно, выделяя звук (Ш) в словах.
-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.
Слайд
(Портрет писателя)
Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.
Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.
Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.
В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.
Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
-Чтение стихотворения
(Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)
- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.
-Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.
СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный
ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый
БОДРИТ – придавать бодрость
СТУДЁНЫЙ- очень холодный
ПРОСТОР – свобода, раздолье
ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.
НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.
Работа над средствами художественной выразительности
Чтобы ярче выразить своё эмоциональное состояния: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные средства художественной выразительности. А именно:
Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ
Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.
Эпитет- красочное определение предмета или явления (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)
СЛАЙД СО СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении.
- Какие образы автор рисует в своём стихотворении?
- Какая осень? (славная)
Здесь автор применил эпитет, чтобы описать осень более красочно.
-
Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, этим он показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.
Обратите внимание, конце этих предложений стоит восклицательный знак
Читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.
Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст раскрывает «чудесность» осенней природы.
--
Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? Здоровый, ядрёный
Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет)
- Правильно!
Далее автор описывает лед. Автор даёт ему характеристику НЕОКРЕПШИЙ, потому что в это время лед еще очень хрупки и тонкий.
Он сравнивает лед с ТАЮЩИМ САХАРОМ, и такое средство выразительности называется СРАВНЕНИЕ.
Далее мы видим, что автор пишет «Около леса, как в мягкой постели…»
С чем поэт сравнивает лес? Как называется это средство выразительности?
Правильно! Он сравнивает лес с мягкой кроватью и это СРАВНЕНИЕ.
Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно - изобразительное средство, как сравнение.
Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр
Здесь автор сравнивает листья с ковром, потому что их много, они устилают всю землю.
И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях. «Морозные ночи, Ясные, тихие дни…»
Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения, и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона.
Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.
Давайте сыграем в игру, она называется «Помоги Незнайке»
К нам пришел Незнайка и он совсем не понимает, чем отличаются средства художественной выразительности друг от друга, и что это такое он, к сожалению, тоже не знает.
Итак,
- Эпитет – это красочный глагол, который отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?
-Правильно, эпитет это не глагола, а красочное прилагательное.
- Сравнение – это описание предмета простыми словами.
-Нет, сравнение- это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.
-Олицетворение – это описание живых существ.
-И здесь наш Незнайка ошибается. Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ.
Вот и подошел к концу наш урок литературного чтения. Я надеюсь, что помогла вам понять красоту осени, которую описывает Н. Некрасов в своем стихотворении. Спасибо за внимание!