СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «средства художественной выразительности в стихотворении н.некрасов «славная осень!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «средства художественной выразительности в стихотворении н.некрасов «славная осень!»»

Тема «Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасов «Славная осень!»

Цели: 

1. Учить анализировать лирический текст.

2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

  2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.

  3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.

  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  3. Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательную активность учащихся.

  2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.


Ход урока


- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Марьям Вагсевна.

- Посмотрите на картинку и прослушайте звуки природы. С каким временем года у вас ассоциируются звуки и картинка? (И это ОСЕНЬ)

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

-Но для начала давайте сделаем речевую разминку. Сначала прочитаю я, затем я попрошу поставить вас видео на паузу и прочитать самим, сначала про себя ,медленно и ускоряясь.

Под в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

( В. Голяховский)


-О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)

-В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?

-Какие слова придумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

-Он выдумал эти слова чтобы мы услышали шуршание листьев

Для этого нужно выделить звук (Ш) при прочтении. Такой приём в поэзии называется АЛЛИТЕРАЦИЯ


АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.


-Прошу вас поставить видео на паузу и прочитать это стихотворение выразительно, выделяя звук (Ш) в словах.


-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Слайд

(Портрет писателя)

Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.


-Чтение стихотворения

(Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.


-Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.


СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

БОДРИТ – придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР – свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.


Работа над средствами художественной выразительности


Чтобы ярче выразить своё эмоциональное состояния: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные средства художественной выразительности. А именно:

Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ

Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

Эпитет- красочное определение предмета или явления (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)


СЛАЙД СО СТИХОТВОРЕНИЕМ

- Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении.

- Какие образы автор рисует в своём стихотворении?

- Какая осень? (славная)

Здесь автор применил эпитет, чтобы описать осень более красочно.

-

Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, этим он показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.

Обратите внимание, конце этих предложений стоит восклицательный знак

Читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.

Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст раскрывает «чудесность» осенней природы.

--

 Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? Здоровый, ядрёный

Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет)

- Правильно!


Далее автор описывает лед. Автор даёт ему характеристику НЕОКРЕПШИЙ, потому что в это время лед еще очень хрупки и тонкий.

Он сравнивает лед с ТАЮЩИМ САХАРОМ, и такое средство выразительности называется СРАВНЕНИЕ.


Далее мы видим, что автор пишет «Около леса, как в мягкой постели…»

С чем поэт сравнивает лес? Как называется это средство выразительности?

Правильно! Он сравнивает лес с мягкой кроватью и это СРАВНЕНИЕ.


Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно - изобразительное средство, как сравнение.

Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр

 Здесь автор сравнивает листья с ковром, потому что их много, они устилают всю землю.


И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях. «Морозные ночи, Ясные, тихие дни…»


Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения, и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона.

Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.


Давайте сыграем в игру, она называется «Помоги Незнайке»

К нам пришел Незнайка и он совсем не понимает, чем отличаются средства художественной выразительности друг от друга, и что это такое он, к сожалению, тоже не знает.

Итак,

- Эпитет – это красочный глагол, который отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?

-Правильно, эпитет это не глагола, а красочное прилагательное.


- Сравнение – это описание предмета простыми словами.

-Нет, сравнение- это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.


-Олицетворение – это описание живых существ.

-И здесь наш Незнайка ошибается. Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ.



Вот и подошел к концу наш урок литературного чтения. Я надеюсь, что помогла вам понять красоту осени, которую описывает Н. Некрасов в своем стихотворении. Спасибо за внимание!