Тема урока «Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки» (§29)
Конспект объяснения новой темы.
Технологическая карта урока географии в 6 классе
Тема | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цели урока | - сформировать понятие «насыщенный» и «ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха», «туман» , «облака» и раскрыть процесс их образования, «осадки»; - выявить количество водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности. |
Планируемые результаты | Когнитивный компонент урока: абсолютная и относительная влажность воздуха, облака; атмосферные осадки. Деятельностный компонент урока: определять виды облаков, наблюдать за облаками, давать их описание. Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей. |
Осн. понятия | Влага в воздухе, туман, облака, осадки. |
Ресурсы: | ЭОР – презентация «Вода в атмосфере», учебник, тетрадь, таблица. |
Орг. прост-ва | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Здравствуйте, ребята. Желаю всем бодрости, вдохновения и любознательности. Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают причудливую форму.
Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Виталия Туникова:
Облака белым пухом летели,
Покоряя небесный простор.
Сквозь туманы, снега и метели,
Мчась туда, где сердечный костёр.
Облака - душ небесных обитель,
Пролетая над нашим окном,
Как воздушный, безмолвный наш зритель,
Дарят чувства, азарт и задор.
И как душ исцеляющий мастер,
Клеят, красят, латают их новь,
Они дарят Надежду на Счастье,
Веру в то, что придёт к нам Любовь.
А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака?
Запишите в тетради число и тему урока.
Как же образуются облака и почему идет дождь?
В воздухе всегда содержится водяной пар, т. е. вода в газообразном состоянии. Иногда ошибочно считают, что именно водяной пар клубится над кастрюлей с кипящей водой или поднимается белой струей из носика чайника. Нередко за водяной пар принимают облака. На самом деле водяной пар невидим.
Водяной пар попадает в воздух при испарении воды с открытой водной поверхности морей, рек, озер и с поверхности почвы (т. е. при переходе ее из жидкого в газообразное, состояние). Чем выше температура и суше воздух, тем сильнее испарение. Водяной пар попадает в атмосферу благодаря его транспирации через устьица листьев растений. Корни растений всасывают воду из почвы, по сосудам стеблей она поднимается в листья и возвращается в атмосферу.
Запишите в тетради определение:
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА — это количество содержащегося в нем водяного пара. Оно может быть разным, и в быту мы характеризуем воздух как сухой, влажный или сырой.
Масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (обычно в г/м3). называется абсолютной влажностью Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать, следовательно, тем выше его возможная абсолютная влажность. Так, при температуре 30 °С воздух может содержать 30 г водяного пара, при температуре 20 °С — 17 г, при 0 °С — 5 г, а при -10 °С — всего 2 г. Жаркий воздух пустыни, например, мог бы содержать много водяного пара, но он очень сухой, потому что в пустыне нет воды. Следовательно, воздух пустыни является ненасыщенным водяным паром. Степень насыщения воздуха показывает относительная влажность.
Относительная влажность — фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре. Относительная влажность измеряется в процентах. Например, в африканской пустыне Сахара она составляет всего 15—30%. Значит, воздух Сахары содержит всего от 15 до 30% водяного пара из возможных 100%. При относительной влажности 100% воздух становится насыщенным, т. е. содержит столько водяного пара, сколько может содержать при данной температуре.
А теперь представьте знакомую картину:
Утром ясное небо. Поднимается Солнце, и с каждым часом становится все теплее, а затем и жарче. Около полудня на небе появляются отдельные мелкие облака. Они ярко-белые, с четкими контурами на голубом, чуть синеющем небе. Постепенно облака увеличиваются, становятся все более плотными и высокими. Их называют кучевыми. Если большое кучевое облако на миг закрывает Солнце, становится чуть прохладнее. К вечеру облака редеют и исчезают.
А теперь проанализируем описанные явления. В жаркий летний день поднимающееся Солнце все сильнее нагревает земную поверхность. Воздух над ней (в нем есть водяной пар, но воздух не насыщен им) тоже нагревается и поднимается вверх. На высоте 800—1000 м воздух охлаждается. Водяной пар, которого было недостаточно для насыщения у поверхности Земли (температура воздуха была выше), теперь заполняет все пространство между частицами сжавшегося при охлаждении воздуха и насыщает 'его. При дальнейшем понижении температуры водяной пар конденсируется — переходит из газообразного состояния в жидкое, в воздухе выделяются мельчайшие капельки воды. Скопление этих водяных капель и есть облако, которое мы видим. Есть еще одно необходимое условие образования облаков: облачная капля может образоваться только вокруг мельчайшей твердой частицы — пылинки, находящейся в воздухе.
Облака имеют разную форму и свойства. Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют атлас и рис. 80 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле.
Для закрепления материала прочтите § 29 и выполните тестовые задания:
1. Туман – это скопление в воздухе:
а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.
2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:
а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.
3. Состояние, когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется…
4. Прибор, измеряющий влажность воздуха называется…
а) барометр – анероид
б) эхолот
в) гигрометр