Поурочное планирование по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Дата_______ №_________ Класс____ уч.__________
Тема: В гости к Алфавиту.
Цель занятия:
Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников через организацию совместной продуктивной деятельности, через развитие способности к поисковой деятельности.
Задачи
1.развивать мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2.развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;
3.формировать способности решать проблемы творческого характера;
4.формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;
Оборудование:
Продукт проектной деятельности: совместная работа родитель-ученик «Весѐлый алфавит».
Практическая значимость: Создание коллективной работы, которую можно использовать в виде демонстрационного материала для будущих первоклассников учителю при изучении букв на уроке или во внеурочное время.
Приѐмы, используемые на занятии:
Словесный (рассказ,беседа);
Практический.
Формы организации:
индивидуальная;
коллективная.
Ход занятия:
- Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Дети: А Б В Г Д Е
У. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего занятия.
Д. Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего занятия – «Алфавит».
У. Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? (Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)
Учитель подводит итог:
-узнать, как образовалось слово «алфавит»,
-для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит;
- Сегодня мы побываем в гостях у алфавита.
Ребята, отгадайте мою загадку:
Эй, скажите мне, друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видите, друзья?
Кто увидел пенье птицы,
Шелестение страницы,
Звон трамвая, бой часов,
Как шуршат под полом мыши –
Это всѐ мы только слышим.
Ну-ка, глазки закрывайте,
Ушки, ушки навострите,
Мы по честному играем,
Своих глаз не отворите.
Если мы в ладоши хлопнем
Или мы ногами топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит мы услышим.(звук).
Какие 2 группы звуков вы знаете?
С помощью чего звуки обозначаются на письме?
Какие буквы обозначают 2 звука? В каких случаях?
Какие буквы не обозначают звуков?
Сколько всего букв в русском алфавите?
Чего больше в русском языке: букв или звуков?
Для чего нужно учить буквы?
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Буквы строим по порядку.
Погляди! Чудесный вид!
Мы запишем их в тетрадку –
Получился алфавит!
А знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите?
33 весѐлых буквы,
Ни одной забыть нельзя.
Нам помогут то, что слышим,
Сделать видимым, друзья.-
- Сколько среди них гласных букв? (10)
- С каких букв слова никогда не начинаются?
- С мягкого и твердого знаков.
1-й
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
2-й
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!
- С помощью алфавита расшифруйте слова:
1-я буква нужного слова стоит после буквы «г»;
2-я буква — перед буквой «п»;
3-я буква — вторая буква в алфавите;
4-я буква — между буквами «п» и «с»;
5-я буква — после буквы «н»;
6-я буква — между буквами «о» и «р»;
7-я буква — впереди буквы «п»;
8-я буква — после буквы «ё»';
9-я буква — первая буква в алфавите;
10-я буква — между буквами «к» и «м»;
11-я буква — после буквы «н»;
12-я буква — третья в алфавите;
13-я буква — перед буквой «б»;
14-я буква — между «с» и «у»;
15-я буква – перед буквой «э».
"Добро пожаловать!" — говорит Вам Алфавит.
Алфавит – это последовательность букв русского языка.
- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?
(Выслушивает ответы детей).
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.
А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука» (слайд 7)
Из этих названий и получилось слово «азбука». Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». (открыть запись на обратной стороне доске с данной информацией)
"Забавные недоразумения" – работа в группах.
- Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.
1- группа 2 - группа
На виду у детворы На пожелтевшую траву
Крысу красят маляры с-ш Роняет лев свою листву в- с
Говорят, один рыбак, Жучка будку не доела д-л
В речке выловил башмак, Неохота. Надоело
Но зато ему потом
На крючок попался дом д-с
Улица "Вкусных слов" (работа в парах)
- Названия фруктов рассыпались. Помогите их собрать.
яб с ру ки ши на вы г ли а ло нас
(яблоки, сливы, груши, ананас, абрикос)
Прошу отремонтировать слова.
Здесь обычные слова,
Все их знают, каждый,
В них стояла буква «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одна
(Только не сначала).
Но сегодня… - Вот дела!
Буква «а» сбежала.
Ну и ну! Простыл и след!
Где набрались прыти?
Срочно дайте мне ответ,
Букву отыщите!
Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.
На доске магнитные буквы:
БРБН СТРТ СТКН НГРД
- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?
- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.
- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.
Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.
- Какое слово получилось? (библиотека)
- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,А.Барто, В.Бианки,А.Пушкин,Ш
- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту, найти быстро слово в энциклопедии. Попробуйте найти слова по алфавиту в энциклопедиях.
А зачем человеку нужен алфавит?
( Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного).
- Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.
(Работа в парах).
(Карточки у детей на столах, презентация, слайд № 4)
Учитель. Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).
- Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?
Задание для 3 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).
Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)
Песня про алфавит.
Работа с пословицами. - Что такое пословицы? - Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах. Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц. (Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный запас).
Сама молчит, ума наберешься
С книгой поведешься – а у человека — книга
Золото добывают из земли, а знания – из книг
У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может
- Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг).
Поиграем в игру «Хлопки»
- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.
- хлопают только те, у кого отличное настроение.
- хлопают все присутствующие. Молодцы!
- Урок наш окончен И выполнен план.
- Как образовалось слово «алфавит»?
-для чего нужен алфавит?
- где применяют алфавит?
Вы сегодня работали дружно. Алфавит вам передал свои буквы. (Вручить каждому печенье в виде буквы)
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши Нам всем пригодились!
Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.
1- группа 2 - группа
На виду у детворы На пожелтевшую траву
Крысу красят маляры с-ш Роняет лев свою листву в- с
Говорят, один рыбак, Жучка будку не доела д-л
В речке выловил башмак, Неохота. Надоело
Но зато ему потом
На крючок попался дом д-с
Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.
1- группа 2 - группа
На виду у детворы На пожелтевшую траву
Крысу красят маляры с-ш Роняет лев свою листву в- с
Говорят, один рыбак, Жучка будку не доела д-л
В речке выловил башмак, Неохота. Надоело
Но зато ему потом
На крючок попался дом д-с