СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ПТО 9 класс "Работа на токарном станке по дереву. Изготовление проножки табурета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен конспект урока ПТО в 9 классе на тему "Работа на токарном станке по дереву. Изготовление проножки табурета"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ПТО 9 класс "Работа на токарном станке по дереву. Изготовление проножки табурета"»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»













Конспект урока

ПТО столярному делу

в 9 классе

«Работа на токарном станке по дереву. Изготовление проножки табурета»







Учитель Бутримов Ю.М.











2019 год

Дата __________________ КЛАСС- 9

Тема урока: Работа на токарном станке по дереву. Изготовление проножки табурета.



Цель: Закрепить знания и умения обучающихся по изготовлению проножки табурета путем механической обработки древесины; продолжать учить обучающихся выбирать и крепить детали в токарном станке, опреде­лять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выпол­нения чернового и чистового точения проножки табурета с учетом свойств древесины; контролировать качество обработанной заготовки; систематизировать знания обучающихся по правилам безопасности при работе с ручным и станочным инструментом в столярной мастерской.

способствовать формированию и развитию первоначальных умений и навыков работы на токарных станках, закрепление навыков работы ручным столярным инструментом, прививать навыки рационального использования пиломатериалов, развивать уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности, способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету и будущей профессии «Столяр строительный»; развивать умение работать в бригаде; развивать навыки контроля рабочего времени, прививать культуру труда; корректировать восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное мышление.

воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину, трудолюбие, бережливость, ответственность за результат своей деятельности.

Оборудование: токарный станок по дереву, разметочный инструмент, рубанки, ножовки, заготовки проножки табурета.

Ход урока

  1. Организационное начало.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

  3. Настрой на работу.

II. Повторение пройденного материала.


1. Беседа по вопросам:

  • Назовите основные части токарного станка и их назначение.

  • Какое движение в станке называется главным, а какое вспо­могательным?

  • Какой основной инструмент используется для работы на токарном станке по дереву?

  • что такое штангенциркуль? Что им измеряют?

  • Назовите инструмент для измерения наружного диаметра заготовки?

2. Проверка домашнего задания- тестов по теме «Токарный станок по дереву» (3 варианта)





4. Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.



1. Сообщение обучающегося «Использование древесины в народном хозяйстве».

Все породы древесины можно разделить не только на хвойные и лиственные, но и твёрдые и мягкие. Для выполнения токарных работ мастер определяет, каким целям будет служить будущее изделие. В зависимости от этого выбирает древесину по твёрдости, мягкости. Породу древесины можно определить не только по коре, сучьям, хвое или листьям, но и по текстуре, цвету и запаху. Самыми распространёнными породами древесины, используемыми для изготовления декоративных изделий, являются: дуб, акация, вяз, лиственница, сосна, кедр, орех, бук и т. д. Для изготовления изделий, которые будут использоваться в виде инструмента или предметов быта (ручка для напильника, скалка, картофелемялка, ножки стула или табурета и т.д.) используют твёрдые породы древесины: берёза, дуб, орех, граб, вяз, клён, ясень и т.д. Текстура у этих пород древесины иногда не имеет ярко выраженного природного рисунка, но прочность говорит, что изделия, выполненные из этих пород, прослужат долго. Из твёрдых пород древесины в народном хозяйстве делают строительные леса, которые используются для выполнении ремонтных и отделочных работ фасадов зданий, тара для пищевых, промышленных товаров, а также для станков и оборудования, частично используется в машиностроении.

2. Вводная беседа.

Учитель. Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских промыслов.

Рассмотрите художественно обработанные образцы изделий (рис.1).

Рис.1. Изделия из древесины, выполненные токарным способом обработки: а – подставка под цветы; б – подсвечник; в – шкатулка; г – чашка с блюдцем; д – ваза.

Зная свойства древесины, можете ли вы назвать, какие породы наиболее подходят для точения на токарном станке? (Ответы учащихся)

Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, сливы. Эти породы древесины нам очень хорошо знакомы, так как они являются фруктовыми деревьями, которые мы привыкли видеть с раннего детства на даче, приусадебном участке и т.д. Но нельзя забывать и о таких породах древесины как клён, берёза, бук, дуб, ясень, липа, сосна.

Учитель демонстрирует различные породы древесины в виде заготовок и изделия, выполненные из них (шахматы, кегли, картофелемялки, рукоятки для напильников, киянки, кубки, вазы, фигурные столики для цветов). Обращает внимание учащихся на рисунок фактуры древесины и цвет.

Сообщение темы и цели урока



Анализ и разбор образца изделия (табурет)

- показ готового образца табурета

- выявление основных деталей табурета

- обозначение детали, которую будут изготавливать на уроке- проножки

- демонстрация деталей разобранного табурета


Инструктаж учителя по плану работы:

  • - разбивка обуч-ся на бригады

  • - сообщение обуч-ся указаний по выполнению трудовых приёмов, операций и различных прак­тических заданий.

  • Для активизации мыслительной деятельности и более полному осознанию предстоящей практиче­ской работы учащимся предоставляется ответить на вопросы по плакату «Подумай!»:

1. Какое изделие будешь делать? 2. Материал изделия.

3. Назначение изделия. 7. Какие инструменты необходимы для работы?

4. Устройство изделия 8. Как и чем будешь контролировать работу?

  1. Последовательность выполнения изделия. 9. Возможные виды брака в работе.

  2. Форма поверхности изделия 10. Какие правила ТБ следует соблюдать?


  • Ознакомление с чертежом и технологической картой.

  • Ознакомление с техническими требованиями.

  • Объяснение и показ учащимся приёмов и способов выполнения работы и предостережение от воз­можных ошибок.

  • Объяснение и показ способов самоконтроля и требования к качеству изделия.

  • Проведение с учащимися инструктажа по безопасности труда.

  • Проведение пробных упражнений для проверки правильности усвоения детьми указаний учителя.


Словарная работа ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ, МАЙСЕЛЬ, РЕЙЕР


Физкультминутка, ароматерапия ( вдыхание древесины, хвои)



3. Объяснение и показ работы на станке.

Учитель. Перед изготовлением детали выполняют наладку станка, которая состоит из следующих последовательных действий:

1) надежно крепят заготовку;

2) надежно крепят подручник, чтобы расстояние до обрабаты-
ваемой поверхности заготовки было 2-3 мм;

3) выбирают нужную частоту вращения;

4) подбирают и раскладывают необходимые режущие и изме-
рительные инструменты.

Перед началом работы нужно надеть рабочую одежду и очки.

Учитель показывает, как установить стамеску на подручник, затем, включив станок, демонстрирует приемы точения

- вначале черновое точение полукруглой стамеской;

- затем чистовое точение косой стамеской, оставляя припуск 3-6 мм

Обратите внимание, ребята, на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку острого угла стамески, так как возможен выброс стамески, что неизбежно приведет к травме.

Контроль размеров заготовок осуществляется различными ин­струментами:

  • кронциркулем;

  • штангенциркулем.

Прямолинейность проверяют на просвет линейкой

Учитель показывает приемы контроля размеров мерительны­ми инструментами.

После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают шейки и торцы, зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.



4. Инструктирование по правилам безопасности при ра­боте на станке:

Учитель. Ознакомьтесь с правилами безопасной эксплуата­ции станка и запишите их в рабочую тетрадь:

  1. Не включать станок без разрешения учителя.

  2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

  3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

  4. Надежно крепить заготовку.

  5. Тщательно подготовить рабочее место.

  6. Проверить рабочий инструмент.

  7. Заправить одежду, застегнуть пуговицы, одеть берет.

  8. Перед пуском станка одеть очки.

9) В процессе точения периодически останавливать станок и
поджимать деталь центром задней бабки.

  1. Периодически подводить подручники.

  2. Во время работы не отходить от станка и не отвлекаться.

12)Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.

  1. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

  2. Не останавливать заготовку руками.

  3. Обо всех неисправностях сообщать учителю.



IV. Практическая работа.



1. Расстановка обуч-ся по рабочим местам с показом каждому в отдельности приёмов выполнения задания.

2. Выдача заданий учащимся.

3. Изготовление изделия согласно плана работы.

4. Проверка организации рабочего места (расположение материалов, инструментов, изделий).

5. Установка нормы времени на изделие.

6. Организация работы бригадира, контролёров, инструментальщиков, дежурных.

7. Выполнение трудовых операций (разметка, пиление, строгание, долбление)

8. Проверка выполнения норм, установленных на данном этапе обучения.

9. Хронометраж отдельных трудовых операций.

10. Использование обуч-ся в работе рационального оборудования, приспособлений и инструментов.

11. Выявление недостатков в обеспечении обуч-ся.

12. Перемещение по рабочим местам с целью ока-зания обуч-ся помощи.

13. Индивидуальная работа с учениками:

- Объяснение и показ способов самоконтроля и требования к качеству изделия;

- Оказание помощи отдельным обуч-ся;

- Объяснение и показ приёмов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок.

14.Коррекционная работа с обуч-ся.

15.Проверки соблюдения правил ТБ.

16.Контроль качества работы.

17.Контроль трудовой деятельности обуч-ся на протяжении всего урока.

18.Рациональное использование времени.

19.Поддержание дисциплины и активной работ

Текущий инструктаж.



Исправление типичных ошибок и недочетов, работа по таблице «Подумай и ответь»



  1. Закрепление пройденного материала.

-Каким инструментом производят черновую обработку заготовок?

-Как называется косая стамеска для токарных работ?

-Как называется полукруглая стамеска для токарных работ?

-Что измеряют нутромером?

-От чего зависит чистота обработанной поверхности?

  1. Заключительная часть.

1) Анализ работы и ошибок обучающихся:

  1. Вы сегодня хорошо потрудились, внимательно слушали меня и у вас получились хорошие работы.

  2. Отмечаются обучающиеся, хорошо выполнившие задание.

  3. Демонстрируются изготовленные ими изделие.

  4. Указываются отдельные недостатки, встречающиеся в работе, объясняются причины их возникнове­ния.



  1. Выставление оценок и их анализ (при оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы, строения поделки, тщательность проработки наиболее характерных деталей, качество изде­лия, время затраченное на изготовление и т.п. Отмечаются изменения и дополнения в изделиях, ко­торые придумывают сами обуч-ся).

  2. Выставка лучших работ.

  3. Обобщающая беседа. Отчёт обуч-ся о своей работе. Анализ практической деятельности обуч-ся на уроке (ответы на вопросы по плакату):

  1. Какое изделие ты делал?

  2. Какие трудовые операции выполнял?

  3. Состояние спецодежды.

  4. Каким инструментом работал?

  5. Поведение во время работы.

  6. Чем и как контролировал работу?

  7. Как выполнил работу?

  1. Сколько сделал?

  2. Что встретилось нового в работе?

  1. Какие ошибки допускал?

  2. В чём испытывал трудность

  3. Внешний вид изделия (отделка).

  4. Нравится ли работа?

  1. Уборка мастерской. Организованный конец урока.