Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок Здравствуйте, дети, проверьте свою готовность к уроку Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного. | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя, садятся на свое рабочее место | Личностные: проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к расширению знаний. |
Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала Проверка домашнего задания: чтение по ролям фрагмента сказки «Каша из топора». | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ Читают сказку «Кашу из топора» по ролям на оценку | предметные метапредметные личностные |
Актуализация знаний и целеполагание. (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением Речевая разминка: - Научитесь читать красиво, без ошибок. Утка моя, селезнюха моя, Не летай за реку, Не клюй песку, не тупи носку! Как вы думаете, кто такой селезень? Верно Давайте прочитаем все вместе 3 раза: шепотом, в полный голос, и громко. Вы большие молодцы! Давайте с вами вспомним, с какими видам сказок мы познакомились на уроках? Вспомните названия сказок и определите их вид. Хорошо Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите ее и попробуйте определить вид этой сказки. | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением Это самец утки. С бытовыми сказками, о животных Лиса и тетерев – сказка о животных; Лиса и журавль – сказка о животных; | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Открытие нового знания (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие Включаю видеозапись сказки. Понравилась ли вам сказка? Чем? К какому виду сказок мы может отнести ее? Что же в этой сказке волшебного? Для этого посмотрите на признаки волшебной сказки Давайте с вами разберем непонятные для нас слова, которые встретятся в этой сказке. Причитывать – причитать, плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь. Кликать – громко звать. Кудель – пучок льна, приготовленный из пряжи. Устьице - отверстие в печи. | Воспринимают произведение Да Тем, что сестрица и братец смогли спастись от злых гусей-лебедей. Волшебные сказки То, что природа помогала детям спастись, здесь ей баба-яга Слушают внимательно учителя | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия Определите главную мысль сказки А вы слушаетесь своих родителей? Давайте проверим, как вы внимательно слушали сказку. Для этого у вас на партах, а у меня на слайде представлен кроссворд. Попробуйте сначала в парах заполнить кроссворд, а затем мы сверим. Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 2. Жанр произведения «Гуси-лебеди». 3. Персонаж, который сначала встретился девочке. 4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. 6. То, что предложила поесть речка. 7. Место, где оказался украденный братец девочки. 8. Персонаж, который встретился девочке после печки. 9. То, что предложила поесть печка. 10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. По вертикали: I. То, что дала девочка мышке. 5. То, что родители обещали купить девочке. Сверьте свои ответы со слайдом | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей. Да В парах разгадывают кроссворд Сказка Печка Мышка Кисель Избушка Яблоня Пирожок Речка Кашка Платочек | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения Приемы на закрепление и систематизацию знаний Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся Определение основных признаков сказки — С чего начинается сказка? Это зачин. — К какому виду сказок мы ее отнесли? — Какие волшебные предметы есть в сказке? — Где в сказке добро, а где зло? - Найдите троекратный повтор — Что победило? Признаки сказки (запись в тетрадях): 1) зачин; 2) волшебные предметы; 3) сказочные слова и выражения; 4) троекратный повтор; 5) борьба добра и зла; 6) добро побеждает зло; 7) концовка. | Самостоятельное чтение текста Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания Жили-были мужик да баба. Волшебная сказка Печка, яблоня, речка, гуси-лебеди, баба-яга Добро – это яблоня, речка, печка, которые помогли детям убежать от злых гусей-лебедей, которых отправила баба-яга Победило добро Записывают признаки сказки в тетрадь | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Приемы для проверки и самопроверки Прочитайте фрагмент сказки самостоятельно С момента, когда сестрица побежала искать своего братца | Синтез. Читают сказку самостоятельно | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся С какой сказкой мы сегодня познакомились? К какому виду сказок она относится? Докажите, что она волшебная Чему учит эта сказка? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел… | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Гуси-лебеди Волшебная сказка В ней есть необычные персонажи, например, баба -яга Слушаться родителей, быть внимательным Ответы детей | Метапредметные результаты: Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирует умение понимать и принимать цель совместной деятельности. Познавательные: ищет и выделяет необходимую информацию. Регулятивные: понимает и принимает учебную задачу, решает её под руководством учителя; оценивает результат своей деятельности. Личностные: осознает полученные знания для дальнейшего успешного обучения; проявляет положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивает интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа Сделать рисунок к сказке «Гуси-лебеди» и подготовить пересказ | Осмысление домашнего задания Записывают домашнее задание в дневник | |