Урок по теме: русский народный костюм.
Автор- учитель ИЗО МБОУ СОШ 12 Валиахметова Алла Ильшатовна
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности : групповая/ индивидуальная
Цели:
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над создание своего костюма.
Задачи: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм и украсить его вышивкой.
Оборудование и ресурсы: компьютер, проектор.
Работа учителя на уроке: беседа о красоте русского костюма; постановка задач и целей; организация практической работы, консультирование в процессе работы.
Межпредметные связи на уроке: история, география.
Метапредметные: универсальные учебные действия (УУД)
регулятивные -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
коммуникативные – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
личностный:
-.чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
- умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие. Контроль готовности к уроку. Настрой на работу.
II. Тема урока. Изучение нового материала.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно вспомнить, что же мы уже успели изучили за это время. Мы уже познакомились с орнаментом! Давайте вспомним где мы использовали наш орнамент? Какие предметы мы им украшали?
- ответы детей (украшения, быт, дом)
- мы уже успели и украсить интерьер и экстерьер избы, рисовали прялку и предметы народного быта. Так что же мы еще не изучили? Как же будет звучать наша тема урока?
2 слайд -русский народный костюм
Ребята, давайте попробуем вместе с вами сформулировать цель нашего урока!
3 слайд Цель : узнать историю создания костюма, знать символы, традиции и культуру народа, самим создать костюм.
А теперь нам нужно определиться какие задачи нам нужно решить, чтоб достигнуть наших целей.
4 слайд Задачи: изучить элементы костюма, особенности расположения орнамента. Выявить отличия дизайна костюма в зависимости от региона.
Беседа и работа с презентацией.
5 слайд какие цвета вы можете назвать наиболее характерными для платьев того времени? Что вам напоминают эти цвета?
6 слайд Учитель: Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность, ее не выбрасывали, очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
7 слайд На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная рубаха с длинными рукавами. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи.
8-9 слайд Как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан.
10-12 слайд И, наконец, головные уборы. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:
- коруна, сорока, кичка /женские/.
- кокошники, ленты, венки /девичьи/.
рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.
Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.
13-15 слайд Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, пояс-кушак. Понёва — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом
16-17 слайд В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева
18 слайд - Какое разнообразие праздничных нарядов! - А что у них общего? (узоры)
- Как можно назвать по-другому? (орнамент)
- Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? - /растительный и геометрический/
Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.
19 слайд Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.
19 слайд В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
III. Практическая работа. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
Звучит русская народная музыка.
Задание дифференцированное (ребята сами выбирают задание)
Самим придумать орнамент на платье и нарисовать праздничный наряд.
Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
изобразить элементы русского народного костюма и подписать их.
Во время работы звучат русские народные песни.
IV. Итог. Рефлексия
Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа. О них нужно помнить и знать.
-Ребята, давайте определим, достигли ли мы поставленной на уроке цели? Что же нового мы узнали? Скажите понравился ли вам урок? Что интересного вы запомнили? Как думаете будет ли в будущем повторяться такая мода?
V. Оценивание работ. Выставка лучших работ. Объявление домашнего задания