СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Приставка, суффикс - значимые части слова " (в системе диалектического обучения, 4 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в системе диалектического обучения (4 класс).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Приставка, суффикс - значимые части слова " (в системе диалектического обучения, 4 класс)»

Конспект урока русского  языка (СДО)

                                                                                                                                                

Класс: 4

Тема урока: Приставка, суффикс  - значимые части слова.

Цели урока:

Образовательно -  развивающие:

1.1Применение опорных понятий: приставка, суффикс, окончание

1.2 Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (составлять логическую цепочку, восстанавливать цепочки на обобщение), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые объекты.

1.3 Развитие специальных умений: определять  признаки приставки, суффикса, окончания, выделять  приставку, суффикс, окончание.

•  формировать представления учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов ;

• о формообразующей и синтаксической роли окончаний;

• разбирать слова по составу.

II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное –единичное:

•привитие любви и интереса к родному языку;

•бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: карточки с текстом "Елочка", раздаточный материал для игры «Собери и объясни», тест- листочки

Заявка на оценку:

«5»- от 25  бал. и более

«4»- 18-24  бал.

«3»- 13 – 17 бал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Время

баллы

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент


1 мин

Запись числа в тетрадь

Рег. УУД - Организовывать рабочее место, свою деятельность


2.Мотивирование к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


И мы начинаем очередной урок русского языка




3. Минутка чистописания









Запись на доске: по , за, ок, онок, а, про, у, ек, ик, ое ,пере.


Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?

На какие группы можно распределить данные части?


Выберите основания для деления.

Запишите эти части слова:

1 группа - приставки,

2 группа - суффиксы,

3 группа - окончание.

1. Индивидуальный труд

2. Простая кооперация (работа в парах)

3. Сложная кооперация (отвечающий по выбору у доски)

2 мин

1 балл





3 мин

За каждый правильный

ответ-1 балл





3 мин

Дети прописывают письменные буквы.

Здесь записаны буквы, слоги, части слова.


- части слова


1 группа: по,за, про,

пере

2 группа: ок, онок, ек,ик

3 группа: а,у,о,ое








Рег. УУД - формулировать тему

урока после предварительного обсуждения, определять его цель;


4.Постановка учебной задачи


- Как вы полагаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Что мы будем повторять? Поставьте для себя цели урока.


-Какие задания будем выполнять?




О частях слова.

"Приставка, суффикс, окончания - значимые части слова"

Будем находить в словах приставку, суффикс , окончания и выделять их.

Поз.УУД - осуществлять расширен­ный поиск информации и представлять ин­формацию в предложенной форме

5.Работа с текстом




















































6. Применение знаний и пособов действий

-Сейчас вы послушаете разговор маленькой ёлочки, которую можно встретить в лесу. положите перед собой текст. возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте (работа в парах)

Чтение текста учителем.

В густом зеленом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослым вопросы.

Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,- на твоих ветках растут шишки, а на моих - нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Ёлочка у бабушки - старой Ели, - к тебе часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка.












- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте?


Выпишите в тетрадь и разберите по составу.

(Алгоритм разбора по составу)


- Как образовались эти слова? Самопроверка.

- Сформулируйте вопрос - понятие


- А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птиц, прибегали звери?



- Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?

Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы.

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

- Какими грибами питается белка?


"Собери и объясни!" Работа в группах.

На доске: РОБОВИК, ОСПОДИВИКНО, БНПОДРЕЗОВИК, ЖИРЫК, ПОЁНОК.

Составленные слова представители групп пишут на доске в соответствии с картинкой.

- Почему грибы так назвали?

- Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам:

Найдите основания для деления.













5 мин

2 балла за правильное выполнение,

1 балл-за ответ
























3 мин

2 балла


1 - балл






1- балл















5 мин

5 баллов






3 мин

3 балла







В густом зеленом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослым вопросы.

Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,- на твоих ветках растут шишки, а на моих - нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Ёлочка у бабушки - старой Ели, - к тебе часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка.

Ёлочка, Ёлки, Ели



Слова образовались при помощи суффикса.

Что называется суффиксом?



Зима- очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и они по-разному готовятся к зиме.


Гриб




Боровик, подосиновик, подберезовик, рыжик, опенок






По способу образования:

Суффиксальный - рыжик, боровик, опенок.

Приставочно-суффиксальный: подберезовик, подосиновик.












Ком.УУД-Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам


7. Закрепление знаний и способов действий.

Работа над понятиями: приставка, суффикс

Карточка №3 (сравнение)



- Используя данные слова составьте предложения с однородными членами.

- Разберите свое предложение по членам предложения.

1. Индивидуальный труд.

2. Простая кооперация (проверка в парах)





Каким членом предложения являются однородные члены предложения?






8 мин

2 балла за предложение










1 балл

Что называется приставкой?

Как приставка, так и суффикс служит для образования новых слов.

Ребята собирали в лесу рыжики, боровики и подосиновики.

В лесу росли опята, подберезовики, боровики.


1- предложение: дополнение

2- предложение подлежащее


8.Подведение итогов урока (индивидуальный лист)

Тест

1. какая часть слова самая главная?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?

3. для чего служит окончание?

4 Какие части слова входят в основу?



Оценивание.

Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали.

4 мин

4 балла


1.Корень

2. Суффикс и приставка

3. Для связи слов в предложении.

4. Приставка, суффикс, корень.

Рег.УУД-

Оценивать результаты своей деятельности


Домашнее задание:

Объяснение учителя

стр 20, упр 33