СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка " Роль ударения.Ударные и безударные слоги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Роль ударения.Ударные и безударные слоги"»

Русский язык (3 класс)

Тема: Роль ударения. Ударные и безударные слоги.

Цель:

  • развивать умение распознавать ударные и безударные слоги, распознавать безударные гласные в корни (для 3 класса), осознавать структуру слова; уточнить знание учащихся (3 класса) об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных;

  • учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

  • совершенствовать знания о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова;

  • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;

  • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием их речи;

  • развивать положительное отношение к учебе; воспитывать чувство коллективизма, сопереживание и дружбы.



Ход урока

  1. Орг. момент

Учитель: - Ребята, сегодня урок русского языка у нас будет не совсем обычный. Во-первых, мы сегодня объединились,… Во-вторых, … Впрочем, об этом чуть позже.

А сейчас проверим, все ли готово к уроку, правильно ли мы сидим. Запишем дату, обратив внимание на опасные места.

- Скажите какое время года сейчас? Назовите признаки зимы. Без чего нельзя представить себе зиму? (без мороза) Что можно сказать о правописании этого слова (2 орфограммы) (одну проверим, другую нет).

- А теперь скажите, чего ждут и взрослые, и дети в декабре? А кому радуется детвора? (Деду Морозу)

- Правильно! Этот веселый, замечательный праздник ждут с нетерпением все. Ждут целый год. Дед Мороз – желанный гость.

- Недавно мы с третьим классом прочитали сказку, связанную с этим именем.

- Какую? Кто автор?

- Почему так уважительно автор назвал Деда Мороза?

- Помните, в начале я сказала, что урок у нас необычный. Так вот мы отправимся сегодня к сказке. Назовите героев. Кто вам больше понравился? Почему?

- Думаю, что никто сегодня не захочет быть на месте Ленивицы. Поэтому будем слушать внимательно, старайтесь выполнять все задания. А тема урока… О том какая она сегодня, скажите вы в конце урока.

- Итак, Уже навострили ушки?

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходит сказка.

- Вспомните, с чего начались приключения Рукодельницы? (утопила ведерко)

(Прикрепляется рисунок Рукодельница у колодца)

- Как оказалась в колодце? Почему?

- Но сегодня мы ей поможем. Согласны?

- Что было первым, что увидела Рукодельница?

(На доске крепится печка с пирожками-заданиями)

- И у нас есть печка. А в ней пирожки. Но пирожки не простые, а с заданиями.

1 пирожок « Чистописание»

На доске: д е н е у а р и

- На какие группы можно разделить данные буквы? (гласные и согласные). Прочитайте по группам.

- Запишите каждую группу с новой строки, соединяя заглавные и строчные буквы.

- А можно ли полученные группы букв разделить на группы? Какие?

2 пирожок « Собери слово»

- Какое слово рассыпалось? Что такое ударение? Зачем оно нужно в русском языке? (Правильно говорить)

3 пирожок « Говори правильно»

На доске: алфавит, морковь, магазин, документ, случай, щавель, километр, заголовок.

(Записать в тетрадь любые 4 слова (проверка))

- Чему еще помогает ударение? (различать слова)

4 пирожок « Что это значит?»

- О чем идет речь в данных предложениях? (Спишите, поставьте знак ударения)

На доске:

  1. На дверь повесили замок.

  2. Путники увидели на горе замок.

  1. В школе работают кружки по интересам.

  2. На столе стоят новые кружки.

(Проверка задания)


- Отлично. Пойдем дальше. Что еще было на пути девочки?

(Вывешивается картинка яблони с яблоками)


- А яблони опять же не простые, я с яблоками-заданиями.

1 яблоко «Найди пару»

(Спишите, соединяя стрелками слова, близкие друг к другу)

На доске:

хлеба шары

леса меха

слова грибы

гриб слово

лес хлеб

мех шар

- В каком столбике, по-вашему, слова, в правописании которых можно не сомневаться? Почему? Как думаете, как назвать эти слова? Итак, какова же еще роль ударений?


ОБОБЩЕНИЕ: Какова роль ударения?

  1. Помогает говорить правильно;

  2. Помогает различать значение слов;

  3. Помогает проверять безударную гласную.

А если нельзя проверить?

2 яблоко (для 2 класса)

Словарный диктант с комментированием:

Город, завод, мороз, пальто, капуста, заяц, снег.

- Какие слова лишние? Почему?



3 яблоко (для 3 класса)

«Самостоятельная работа» - упр.234

Прежде спросить: - Что нужно сделать прежде, чем написать гласную в безударном слоге?

- Как проверить слово?










(Проверка выборочно)

- Молодцы! Все ближе к цели. Пришла пора немного отдохнуть.

4 яблоко «Отдохни с пользой»

- Я буду называть слова. Если я назову слово, где безударную гласную нужно запомнить, вы делаете повороты туловища в одну и другую сторону. Если назову слово, где можно проверить безударную гласную, то хлопайте в ладоши.

Тетрадь, зима, ученик, работа, снега, мороз, шкафы, тропа, сапог.

- И вот, наконец, мы попадаем в Царство Мороза Ивановича. Он нас уже ждет.

С нетерпением и заданиями.

- Сколько дней прожила Рукодельница у Мороза Ивановича? Что делала? И вы ей помогите.

Задание 1 «Индивидуально»


  1. Два человека выполняют упражнение.

  2. 1 человек у доски разбирает слово ЛЕД фонетически.

  3. 1 человек работает по карточке.

  4. Остальные выполняют упражнение 236

Вопросы для проверки.

Задание 2 «Запас знаний»

- Проверка выполнения заданий

Дополнительные вопросы.

  1. Что такое ударения.

  2. Как различить ударные и безударные слоги?

  3. Какова роль ударения?

  4. Как проверить безударную гласную?

  5. Что еще можно сделать?

Итог урока

- Итак, ребята, смогли мы помочь Рукодельнице?

- Напомните, чем закончилась сказка. (Мороз Иванович наградил)

- Правильно он сделал? Почему?

- А Ленивице что досталось? Справедливо?

- Да, за хорошую работу получают достойную награду. Рукодельница ушла с ведром, в котором лежала горсть серебряных пятачков. И вы уйдете с урока, взяв для себя определенный запас знании.

- Над чем мы сегодня работали?

- Так ли важно знать правила?

- Что узнали нового? Над чем еще надо поработать?

- Как думаете какова была тема нашего урока?

(Роль ударения. Ударные и безударные слоги)

Оценивание: по числу жетонов)

Д/З 2 класс – упр.181, 3 класс – упр.237