Инфинитив (неопределенная форма глагола)
Цели: углубить понятие о неопределенной форме глагола; сформировать навык правописания -чь в неопределенной форме глагола.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проводится по усмотрению учителя.
Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант.
Хрупкий лёд, синее небо, нельзя неволить, мех линюч, ландыш пахуч, говорить громко, ёж колюч, медведь неуклюж.
Найдите в тексте диктанта глаголы, которые не показывают ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.
III. Объяснение новой темы.
Беседа.
- Итак, ребята, вы правильно нашли глаголы без признаков времени, лица, числа и рода, и пришло время с ними познакомиться. Перед вами неопределенная (или начальная) форма глагола, которую называют также инфинитивом.
- А теперь послушайте сказку об инфинитиве.
Сказал как-то инфинитив:
- Эх вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, жаль, что у меня нет времени!
- Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
- Лучше будущее,- говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. - Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив – у него нет времени.
- Как вы думаете, почему инфинитив называют неопределённой формой глагола?
- А теперь, чтобы проверить ваши ответы и узнать новые сведения об инфинитиве, давайте обратимся к учебнику.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом § 83 на стр. 265-266 и выполняют упр. 919 на стр. 266 учебника.
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Тренировочные упражнения
1. Распределительный диктант «-ч или -чь?»
Запишите слова по группам: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Зажечь, силач, речь, привлечь, скрипач, могуч, сберечь, испечь, туч, пересечь, ткач, певуч, остричь, стеречь, прожечь, бич, линюч, ночь, кумач, врач, мелочь, обжечь, грач, богач, запрячь.
Вывод: чтобы не ошибиться в правописании ь после шипящих на конце слова, важно определить часть речи: если глагол, то ь после шипящих пишется всегда, в существительном – только в Ш склонении, в кратких прилагательных – не пишется.
2. Учащиеся выполняют упр. 205 и 206 на стр. 76-77 Рабочей тетради.
Подчеркни глаголы в неопределенной форме. Определи вид и спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы.
Случай с синичкой.
Как-то раз я ходил рыбачит… . Уже лежал снег. Вдруг я увидел под кустом синичку. Левое крыло у нее волочилось по земле, она не могла летат…. Мне с трудом удалось накрыт… ее шапкой. В руках она не пыталась царапат…ся и щипат...ся клювом, как это обычно делают птицы. На кончике левого крыла у нее висела ледышка. Вот почему синичка не могла взлетет…! Отогрев пальцами лед, я освободил из плена синичку.
На строчке рядом с глаголом запиши его неопределённую форму (инфинитив). Расставь знаки препинания.
Если мама в магазине
Вам купила только мячик___________________
И не хочет остальное, ______________________
Всё что видит покупать, ____________________
Станьте прямо пятки вместе ________________
Руки в стороны расставьте __________________
Открывайте рот пошире ____________________
И кричите букву «А»! ______________________
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся ______________________
С продавцами во главе
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме ___________________
Заберите всё бесплатно, ____________________
Только пусть он замолчит! __________________
Домашнее задание.
1. § 83.
2. Упр. 921, 924 на стр. 266-267.