Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Времена глагола» Цель урока: формировать представление учащихся о лексическом богатстве и выразительности форм русского глагола
Предметные: формировать навыки образования форм времени, лица, числа глаголов, проверить уровень знаний учащихся по данной теме; углубить понятие о категории времени глагола на основе соотнесенности действия, выражаемого глаголом, с моментом речи.
Метапредметные: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развивать связную речь учащихся, учебно-языковые умения, повторить изученные орфограммы, непостоянные признаки глаголов, чередование в корне слова, пополнить словарный запас.
Воспитательная: воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний.
Уж та…т снег б…гут руч…и
В окно повеяло в…сною.
Засвищ…т скоро солов…и
И лес оденет…ся л…ствою.
(А.Плещеев)
Задание.
Групповое (определите, какие виды орфограмм пропущены, объясните их)
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.
Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использовал все времена глагола. Докажем это, подчеркнув грамматические основы и установив время глагола)
Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)
Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)
Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)
Формулировка темы урока. Целеполагание.
Дополнительные вопросы (фронтальная работа с классом)
В каких временах правописание личных глаголов связано со спряжением. Докажите это.
В каких глаголах и какого времени обязательны два суффикса: инфинитива и –л-? (разобрать глагол повеяло по составу).
Зачем мы подставляли наречия сегодня, вчера, завтра?
Объяснение нового материала.
Знакомство с таблицей, позволяющей осмыслить основные значения форм времени глагола.
Составление предложений по рисунку. Определение наклонения и вида глагола. Рассказ о значении настоящего, будущего и прошедшего времени с употреблением сочетания момент речи.
Работа по теме урока.
По группам образовать все возможные формы времён от глаголов учить, выучить, бежать, прибежать, думать, придумать. Выводы.
Интересный вопрос: как вы думаете, все ли глаголы имеют все три времени ( Подсказка: нужно вспомнить два вида глагола, вдумываясь в термины несовершенный вид и совершенный вид).
Упражнение 637 - коллективно
Закончите предложения, добавив однородные глаголы-сказуемые. Глагол какого вида следует выбирать для каждого предложения? В каком времени нужно его употребить?
Ребята сделали скворечники и … . – Каждую весну ребята ремонтировали скворечники и … .
На заветной полянке в лесу каждую весну расцветают подснежники и … . – Скоро в лесу расцветут подснежники и … .
Творческая работа
Опишите картину, используя глаголы прошедшего, настоящего или будущего времени
Подведение итогов урока.
Какие три времени имеет глагол в изъявительном наклонении?
Как вы понимаете сочетание момент речи?
Расскажите о значении настоящего, прошедшего и будущего времени, употребляя сочетание момент речи.
Какие глаголы не имеют настоящего времени?
самооценка
Домашнее задание.
§ 81.
Правило
Упражнение 638
Упражнение 644*