Автор: учитель начальных классов О.В. Дышлевая.
Тема урока: Роль имён прилагательных в тексте-описании
УМК: «Школа России»
Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий
Цель урока: создать условия для закрепления понимания отличительных признаков текста-описания, роли имен прилагательных в нем; развивать речь, орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся углубят свои представления о тексте-описании, будут учиться определять роль прилагательных в тексте-описании.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную, умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона;
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
определение цели своего обучения; устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение заданий, ответы на вопросы.
Личностные:
• формирование нравственно-этических качеств личности; воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку; умение реализовывать теоретические познания на практике; умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями
ХОД УРОКА:
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ: - Вот и прозвенел звонок – начинается урок! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Чтоб зарядить вас с самого начала урока хорошим настроением, предлагаю отгадать загадку:
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам пришла… (Весна).
- Весна! А значит в сердцах у нас уже светит солнышко и дарит нам радость.
– Итак, начнём работу!
- Давайте вспомним незыблемые правила письма.
(Сидим ровно, спина прямая, тетрадь с наклоном, локти на парте)
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания.
- Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
- Аккуратно и красиво слово весна:
весна- вёсны
разделите на слоги, подставьте ударение, подчеркните орфограмму, как проверить?
- Спасибо! Положите ручки.
III. Целеполагание:
- Прочитаем загадку:
- Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна
И точна, и убедительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- О какой части речи говориться в загадке ?
- Что мы знаем про эту часть речи?( вопросы, что обозначает, как изменяется.)
- Вспомните, что такое текст-описание? Можно ли обойтись без использования имён прилагательных , чтоб создать такой тип текста?
2) – Вот на этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить. И определить роль имён прилагательных в текстах-описаниях. (Слайд)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Посмотрим в конце урока, достигли ли мы ее! ( стр 95 У. читают).
IV. Работа по теме урока.
- Какой части речи служит имя прилагательное , называя её признак? (существительному).
- С именем существительным, признак которого определяет прилагательное , оно неразрывно связано и по смыслу, и грамматически.
-Как эту связь можно обнаружить?( задав вопрос, сопоставив окончания)
Задание: прочитайте словосочетания, обнаружьте ошибки в них и запишите, исправив ошибки . ( СЛАЙД)
-Докажите, что прилагательные уточняют смысл данных существительных.
2. Задание : Работа с учебником. (СЛАЙД) - Упр 165-Д/З
- Прочитайте текст. Это текст-описание? ( ДА)
-Кто описывается в тексте? ( ЭЛЬФ)
-Чего не хватает в тексте? ( ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ).
- Откройте тетрадь с домашним заданием и, используя выписанные прилагательные, прочитайте этот текст .
- Какой из текстов лучше и точнее описывает эльфа? Благодаря чему он стал точнее?
3.Задание: Часто имена прилагательные используют при составлении загадок. И сейчас мы это докажем.
Например: Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её …..
- Карточки с загадками , из которых выпали имена прилагательные. Верно расставьте прилагательные на места и зачитайте загадки. Впишите отгадку.
( работают в карточках, в парах)
1.У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.
2.На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький...
3.Нежные листики,
белый бутон,
Весенний цветочек,
Как зовётся он?
4.Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький...
5.Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький.
ПРОВЕРЯЕМ: сначала читают дети, потом на экране
Индивидуальная работа со слабоуспевающими- индивидуальные карточки с заданием: выписать прилагательные для описания данного предмета( шарик)
ПРОВЕРЯЕМ: чей шарик полетел?( называют свой шар и читают слова)
ФИЗМИНУТКА:
Шарик в воздухе летает –вот так, вот так ( руки вниз и вверх)
Ветер шарик подгоняет: вот так, вот так ( качают руками в стороны)
По траве наш шарик скачет –вот так, вот так ( прыгают)
Дети шарик догоняют-вот так, вот так! ( бег на месте)
А догнали- шарик взяли: вот так, вот так ( держат над головой, вертят кистями рук
4 Задание. Упр. № 166.
- Прочитаем. Докажите, что это текст-описание.
-Кто/ что описывается здесь?
- Спишите текст. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, которые помогли автору описать крокодила. Над прилагательными укажите число.
Проверка: вычитывают прилагательные, сразу называют число.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами на уроке рассмотрели различные тексты, в которые использовались имена прилагательные и увидели, что именно они позволяют точно определить предмет описания, узнать его характерные признаки и отличительные особенности.
А теперь вам предлагается творческое задание: отредактировать текст-описание с помощью имён прилагательных
5 Задание. Работа с текстом( редактирование текста с помощью прилагательных) –СЛАЙД.
-Прочитаем текст.В чём его недостаток?
- Отредактируем, украсим этот текст с помощью прилагательных, чтоб добиться описательности. ( СР. в тетрадях и карточках с последующей проверкой).
-Красивый получился у нас текст? Молодцы! И помогли нам составить такой красивый текст-описание какие слова? ( прилагательные)
VIII. Домашнее задание. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведём итог:
- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее? (Определить роль прилагательных в тексте, доказать, что без них невозможно описать предмет).
- Какова же роль имен прилагательных в тексте-описании?
(Прилагательные делают нашу речь и тексты точной, яркой, красочной, выразительной.)
ДОМА: упр № 167 ( задание этого упр типичное предыдущему заданию урока)
РЕФЛЕКСИЯ:
Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами:
Я узнал…
Я повторил
Я запомнил….
Мне было трудно…
- Если вы довольны своей работой на уроке, то улыбнитесь.
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
(Слайд) Спасибо за урок!