МБОУ «Жердевская СОШ №2» Сукмановский филиал
Конспект урока русского языка
во 2 классе
учебник: Чуракова Н.А. «Русский язык» 2 кл
подготовила
учитель начальных классов
Попова Ирина Ивановна
2019
ТЕМА:
«Виды предложений по цели высказывания»
ЦЕЛЬ:
Создание условий для ознакомления и наблюдения за видами предложений, различающихся по цели высказывания и по интонации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
Знать виды предложений по цели высказывания и интонации.
Уметь определять и аргументировать виды предложений, ставить знаки в конце предложений.
Метапредметные:
формировать положительное отношение к учению;
принимать мнения одноклассников, исправлять ошибки в доброжелательной форме;
контролировать, оценивать и аргументировать свою деятельность на уроке.
Регулятивные УУД: Уметь организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей, контролировать процесс и результаты деятельности своей и одноклассников, уметь организовывать свою познавательную деятельность в группе и индивидуально, оценивать свою и коллективную работу.
Коммуникативные УУД: Формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Познавательные УУД: Обучать умению анализировать материал путём наблюдения, формировать умение осознавать значимость русского языка для дальнейшего обучения, понимать цель.
Личностные: Ориентироваться в содержании пройденного, самостоятельно делать выводы.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
На доске девиз урока:
Знание – сила.
- Прочитаем девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (если что-то знаешь, то ты это можешь сделать, использовать в жизни) Знания всегда пригодятся в жизни.
- Я желаю вам сегодня получить новые знания о предложении. Готовы?
- С каким настроением будем получать новые знания? (серьёзным) Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
- Откройте тетради.
- Запишите число, классная работа.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
1) Минутка чистописания.
- С чего начинаем урок? (с повторения)
- Как назвать запись на доске? (предложение). Докажите, что это предложение?
- Что такое предложение? (предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу).
- Как оформляется предложение на письме? (предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точку)
- Назовите заглавную букву в этом предложении.
- Минутка чистописания с буквой Зз.
2) Работа со словарными словами.
- Назовите словарное слово, которое начинается на букву «з» (заяц)
Слайд: фото – запись слова.
Следующая фотография: пояс – Угадайте. Слово появляется на слайде.
Следующая фотография: янтарь – Угадайте. Слово появляется на слайде.
- Что общего у этих слов? (состоят из двух слогов, орфограмма общая – непроверяемая безударная гласная «я»). Проговорим эти слова, как они записаны. (хором).
- Теперь запишите их в тетрадь самостоятельно. (слайд выключен)
- Проверка по образцу на доске – печатный вариант. У кого также? Поднимите руку. У кого ошибка? Исправьте. Что вы должны сделать со словарными словами, чтобы не было ошибок? (выучить их)
- Назовите слово, отвечающее на вопрос кто?(заяц) Что можно составить из слов? (предложение)
Составьте предложение о зайце. (первые 3 человека)
3) Работа с деформированными предложениями.
- Составьте из слов на слайде предложения. Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (переставить слова по смыслу):
Охотиться, пошёл, на зайцев, я.
Выследили, через час, зайца, собаки.
Берегись заяц! - закрыто «шторкой»
Образец:
Пошёл я охотиться на зайцев.
Через час выследили собаки зайца.
Берегись, заяц! - закрыто
- Получился у нас текст? Почему? (предложения связаны по смыслу) Как на письме оформляются предложения? Какие знаки препинания стоят в конце этих предложений? (точка)
- Что мы с вами повторили? (что такое предложение)
- Какое сейчас будет задание? (новое)
4) Задание на пробное действие с затруднением.
- Продолжим текст.(открывается предложение: Берегись заяц ) В последнем предложение исчез знак препинания. На карточке спишите предложение и поставьте тот знак препинания, который как вы считаете должен стоять в конце предложения.
- Какие знаки у вас получились? (ответы вывешиваются на доску)
- Почему разные, что вы не знаете? ( какой знак ставить, не писали таких предложений)
- Как называется такое предложение, знаете? (нет, да)
- А можете доказать, почему оно так называется? (сомневаемся)
Выявление места и причины затруднений.
- Какое задание выполняли? (ставили знак в конце предложения)
- Где испытали затруднение? Почему? ( не можем доказать правильно ли поставили знак, как называется это предложение)
- Назвали вид предложения? (нет)
Построение проекта выхода из затруднений.
- Назовите цель урока. Что будем учиться определять? (определять виды предложений)
- Чему будем учиться? (ставить знаки препинания в разных предложениях) Тема урока. Виды предложений. (на доске)
Составим план действий. Что мы должны определить? (виды предложений)
- Что должны выяснить в конце предложения про знаки? (какие знаки препинания ставить в конце предложений)
Работа по учебнику с.5-6 устно
Реализация проекта.
1) Работа в парах по определению вида предложения.
- Какие бывают виды предложений, определите работая в паре
Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Слайд 6
Проверка
сообщить спросить просить
повествовать узнать побудить к действию
- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу тему. Уточним. Виды предложений по цели (высказывания).
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? Как называется такое предложение? (повествовательное) Как вы думаете, какой знак препинания ставится в этом предложении? Выберите знак.
(. ? !)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? Как называется такое предложение? (вопросительное) Выберите знак.
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? Как называется такое предложение? (побудительное) Выберите знак препинания.
На доске: Повестовательное ( . )
Вопросительное (?)
Побудительное (!)
Вывод: Какие предложения называются повествовательными?
Вопросительными? Побудительными?
2) Работа с платформой «Учи ру»
Определяют с какой целью произносятся предложения
https://uchi.ru/teachers/groups/3875201/subjects/2/course_programs/2/cards/23480
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
И.п. Спина ровная. Руки на пояс.
Если в конце предложения ставите точку – руки на пояс - наклоны вправо-влево.
Если вопросительный знак – плечи вперед, спинку округлить.
Если восклицательный знак – руки вверх, сжимать кулачки.
Предложения:
Трава покрыта росой.
Давайте играть!
Кто разбил графин?
Как давно всё это было!
Витя пошёл ловить рыбу?
Дорога шла по берегу реки.
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Какое предложение по цели высказывания? Берегись заяц! Докажите. (побудительное, так как оно побуждает к действию)
- Где можно уточнить правило? ( в учебнике) с.5
3) Работа по учебнику: упр. 1 с.7 письменно.
- Определить границы предложений и расставить знаки препинания.
Вывод: Какие знаки препинания ставят в конце повествовательного предложения? (точка) Правильно мы определили? (да)
- Найти побудительные предложения. Докажите.
Вывод: Какой еще знак может стоять в конце побудительного предложения? ( точка) Как отличить побудительное предложение от повествовательного? ( побудительное предложение побуждает к действию, а в повествовательном просто о чем-либо сообщается)
- Выберите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему вы их выбрали?
Вывод: Какой знак препинания ставят в конце вопросительного предложения?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Какую работу надо выполнить, чтобы проверить себя?
Задание: выпиши предложения в 3 группы по порядку в тетради:
повествовательные
вопросительные
побудительные
- Чтобы правильно выполнить с.р. что нужно знать? (виды предложений)
- Какие предложения называют повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
- Выполняйте.
Карточка 1.
А что подарил он дружку? (вопрос.)
Что такое вышина? (вопрос.)
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (повеств.)
Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!(побудит.)
Проверка по эталону:
Через документ-камеру.
- Если у вас также, ставьте +, если ошибка поставьте рядом знак -
- У кого правильно? У кого ошибки? В чём?
4) Работа с платформой «Учи ру»
Различаем предложения по цели высказывания https://uchi.ru/teachers/groups/3875201/subjects/2/course_programs/2/cards/23482
Включение в систему знаний и повторение.
Работа с платформой «Учи ру»
Знаки препинания в вопросительном, повествовательном и побудительном предложениях
https://uchi.ru/teachers/groups/3875201/subjects/2/course_programs/2/cards/23481
Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли? Докажите!
Оцените свою деятельность на уроке, поместив смайлика в нужный столбик:
1 ст. 2 ст. 3 ст.
Я все понял… Мне нужно потренироваться…. Я не понял…
Домашнее задание.
Работа с платформой «Я-класс»
Проверочная работа по теме «Предложение»
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/2-klass/predlozhenie-18862/o-predlozhenii-znaki-prepinaniia-v-kontce-predlozheniia-bez-deleniia-na-v_-16111/tv-8aab5e83-3