Тема: Перенос слов.
Цели урока: обучать школьников каллиграфическому правилу переноса слов; ознакомить со всеми случаями возможного переноса слов; развивать умение слышать и видеть в словах “опасные” места (орфограммы), память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; соединяя игровую и обучающую формы деятельности прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.
Планируемые результаты:
• предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
• личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности; Универсальные учебные действия:
• регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
• познавательные: составлять алгоритм под руководством учителя; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
• коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Слышите: звенит звонок?
Начинается урок.
Книжки, ручки – все в порядке?
Ждет работа нас в тетрадке.
II. Актуализация знаний учащихся, мотивация
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Всё ли на своих местах?
Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.
- Откройте тетради и запишите число.
Учащиеся записывают в тетрадях число, списывая с доски, диктуя себе по слогам.
Чистописание.
– Какой одинаковый звук в словах: дом, конь, бой
- Звук О
– Дайте характеристику звука О
- Гласный(ударный, без ударный).
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?
- Одинаковый элемент – овал.
– Давайте вспомним как пишется строчная буква о и строчные буквы б и в.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание (ов, об).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
Словарная работа
– Сейчас мы будем работать со словарными словами.
– Отгадайте загадки:
1.В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу (Собака)
2.Прилетела на базар
Громко всем сказала: «Кар!»
Пусть я в школе не учена,
Но умна, ведь я – (Ворона).
3. Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
– Просыпайтесь поскорей –
Всех торопит (Воробей).
4. Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая ...(Сорока)
- Что вы можете сказать про эти слова? (Их написание надо запомнить)
-На какой вопрос отвечают все эти слова? (Кто?)
- Какое слово-отгадка лишнее, кто догадался? Почему? (Собака – зверь, а не птица)
-Напишите отгадки под диктовку (Диктуют ученики по очереди)
– Какое возникло затруднение?
- Последнее слово не помещается на строке,
- Слово надо перенести на другую строку, но нас приучили дописывать строчки до полей или до корешка тетради.
– Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другу нужно по правилам, или перенести слово можно в любом месте? ( По правилам)
- Мы изучали эти правила? (Ещё нет, но немного говорили о них)
III. Формирование проблемы, планирование предстоящей работы
– Итак, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?
- Правила переноса слов.
– Для чего нужно знать правила переноса слов?
- Если на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить его нужно по правилам.
– Чему вы можете научиться сегодня на уроке ?
- Научимся правильно переносить слова.
– Назовите тему урока.
- Перенос слов.
IV. «Открытие» нового знания
– Что мы уже умеем делать очень хорошо?
- Мы умеем делить слова на слоги.
– Так как мы умеем делить слова на слоги, какое первое правило переноса мы можем предположить?
- Можно предположить, что слова надо переносить по слогам.
– Совершенно верно! На письме перенос обозначается чёрточкой, которая называется ДЕФИС. Если её не поставить, то у вас получится 2 разных слова.
- Дописываем слово сорока, но прежде скажите его по слогам (со-ро-ка), чтобы правильно перенести.
Применение новых знаний. Формулирование второго и третьего правила (Работа с раздаточным материалом)
Разделите слова на 2 части для переноса, поставив дефис красным карандашом, но только в одном месте!
Работа в группе по 4 человека
Туча, берёза, мел, ёжик, змея, пеньки, чайник. |
Проверка и выявление новой проблемы
- Какая проблема перед нами встала? (Кто правильно перенёс слова?)
- Где можно найти ответ на наш вопрос? Где можно найти правила? (В учебнике)
Работа по учебнику стр.67.
-Прочитайте «Узелки на память».
-Кто же правильно разрезал слова для переноса?
Формулирование второго правила: Нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку часть слова, состоящую из одной буквы!
Формулирование третьего правила: Буквы Й, Ь, Ъ не отделяются от впереди стоящих букв!
Физкультминутка
V. Включение в систему знаний. Применение нового знания.
Упр. 128, стр. 69
- Выполните взаимопроверку, поменявшись тетрадями с соседом по парте .
VI. Подведение итогов
– Какая была тема урока?
- Перенос слов.
– Какие правила переноса слов запомнили?
- Слова переносим по слогам.
- Слог из одной буквы не оставляем и не переносим на другую строку.
- Слова, в середине которых есть буквы Й, Ь, Ъ надо переносить так: не отделяются эти буквы от впереди стоящих букв!
VII. Рефлексия учебной деятельности
– Постарайтесь закончить предложение.
На уроке я учился …
Теперь я знаю, что слова переносятся …
Теперь я знаю, что при переносе одну букву …
Самостоятельно я выполню …
– Оцените свою работу. Дорисуйте солнышку личико и раскрасьте лучи
Т У Ч А
Б Е Р Ё З А
П Е Н Ь К И
Ч А Й Н И К
Ё Ж И К
З М Е Я