СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока _Синонимы и антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока _Синонимы и антонимы»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ТЕМА:

«ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-СИНОНИМЫ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-АНТОНИМЫ»

УЧИТЕЛЬ: Магомедов А. М.







Оборудование:

для учителя: компьютер или ноутбук для проведения тестирования, карточки с заданием.

для учащихся: тетрадь, учебник, ручка, цветные карандаши, линейка.

Цели и задачи урока:

  • расширять представления учащихся об антонимах и синонимах;

  • формировать умение грамотно использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

  • развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

  • расширять словарный запас, развивать речь учащихся;

  • воспитывать стремление к познанию, трудолюбие.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, на поговорку, записанную на доске. Объясните её. (Дети объясняют поговорку). Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

  1. Чистописание.

    • Что вы знаете о букве «г»? Пропишите её до конца строки. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать об этих словах? Спишите рифмовку. Подчеркните слова, похожие по смыслу красной линией. Какой частью речи они выражены? Как называются такие слова? (синонимы)

слайд 2

    • Подчеркните прилагательные, противоположные по смыслу зеленой чертой. Назовите эти пары. Как называются подобные слова? (антонимы). Молодцы!

Слайд 3









    1. Сообщение темы урока.

слайд 4 - 5

-Отгадайте кроссворд и назовите тему урока. Это ключевые слова кроссворда.

  • Один из главных членов предложения. (сказуемое)

  • Письменный пересказ текста (изложение)

  • Подлежащее и сказуемое — это грамматическая......предложения (основа)

  • Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду (согласные)

  • Изменяемая часть слова (окончание)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

  • Падеж имен существительных, который «не дружит» с предлогами (именительный)

  • Звуки, которые бывают ударными и безударными (гласные)

  • Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (определение)

  • Часть речи, от которой зависят прилагательные (существительное)

  • Законченная мысль (предложение)

  • Общая часть родственных слов (корень)

  • Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс)

  • Буквы ч, щ обозначают всегда глухие и......звуки (мягкие)

-Итак, тема нашего урока — прилагательные — синонимы и прилагательные — антонимы.

      1. Работа по теме урока.

а) Наблюдение над именами прилагательными, противоположными по значению.(Упражнение № (1) — устно)

    • Назовите пары противоположных имен прилагательных вместе с существительными, к которым они относятся.

слайд 6

    • Почему в речи иногда один предмет или явление противопоставляются другому? (Это помогает лучше представить себе предметы и явления). Как называются эти слова? (антонимы)

физкультминутка

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.) И снова работаем. Немного еще.



б) Наблюдение над именами прилагательными близкими по смыслу. (Упражнение № (2) — устно), чтение сведений на с.

слайд 7

    • В какой группе предметы увеличиваются? В какой уменьшаются? Подберите к каждой группе слов подходящие по смыслу имена существительные.

в) Подбор синонимов и антонимов.(Работа по карточкам, работа индивидуально на ПК — выполнение теста. Это задание предлагается более сильным учащимся. )

слайд 8 (используется в качестве подсказки)

Запиши антонимы к словам: подбери синонимы

холодный -.........(жаркий)............................. «красивый»

широкий -..........(узкий)................................

горький -............(сладкий)............................ _________________

высокий - …......(низкий)............................. _________________

крошечный -......(громадный)...................... _________________

белый -...............(черный)............................. _________________

весёлый - ….......(грустный)......................... _________________

несчастный - …..(счастливый).................... _________________

далёкий -.............(близкий).......................... _________________

г)игра «Найди пару»

слайд 9

    • Перед вами 2 колонки прилагательных, соедините красной линией синонимы, а зеленой — антонимы. (При работе с презентацией можно предложить детям записать пары синонимов и антонимов)





      1. Подведение итогов. Вывод. (слайд 10 заполняется детьми на уроке с использованием интерактивной доски. В остальных случаях это делается устно.)

- Что такое прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- От какой части речи зависит?

- Что такое прилагательные — синонимы? Приведите примеры.

- Что такое прилагательные — антонимы? Приведите примеры.

- Для чего нужны синонимы и антонимы в нашей речи?

      1. Домашнее задание. Упражнение № -- с.--