УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ТЕМА:
«ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-СИНОНИМЫ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-АНТОНИМЫ»
УЧИТЕЛЬ: Магомедов А. М.
Оборудование:
для учителя: компьютер или ноутбук для проведения тестирования, карточки с заданием.
для учащихся: тетрадь, учебник, ручка, цветные карандаши, линейка.
Цели и задачи урока:
расширять представления учащихся об антонимах и синонимах;
формировать умение грамотно использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;
расширять словарный запас, развивать речь учащихся;
воспитывать стремление к познанию, трудолюбие.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, на поговорку, записанную на доске. Объясните её. (Дети объясняют поговорку). Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
Чистописание.
слайд 2
Слайд 3
Сообщение темы урока.
слайд 4 - 5
-Отгадайте кроссворд и назовите тему урока. Это ключевые слова кроссворда.
Один из главных членов предложения. (сказуемое)
Письменный пересказ текста (изложение)
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая......предложения (основа)
Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду (согласные)
Изменяемая часть слова (окончание)
Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
Падеж имен существительных, который «не дружит» с предлогами (именительный)
Звуки, которые бывают ударными и безударными (гласные)
Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (определение)
Часть речи, от которой зависят прилагательные (существительное)
Законченная мысль (предложение)
Общая часть родственных слов (корень)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
Буквы ч, щ обозначают всегда глухие и......звуки (мягкие)
-Итак, тема нашего урока — прилагательные — синонимы и прилагательные — антонимы.
Работа по теме урока.
а) Наблюдение над именами прилагательными, противоположными по значению.(Упражнение № (1) — устно)
слайд 6
физкультминутка
Руки за спину, головки назад.
Руки за спину, головки назад.
{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.
{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?
{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.
{По сторонам.) И снова работаем. Немного еще.
б) Наблюдение над именами прилагательными близкими по смыслу. (Упражнение № (2) — устно), чтение сведений на с.
слайд 7
в) Подбор синонимов и антонимов.(Работа по карточкам, работа индивидуально на ПК — выполнение теста. Это задание предлагается более сильным учащимся. )
слайд 8 (используется в качестве подсказки)
Запиши антонимы к словам: подбери синонимы холодный -.........(жаркий)............................. «красивый» широкий -..........(узкий)................................ горький -............(сладкий)............................ _________________ высокий - …......(низкий)............................. _________________ крошечный -......(громадный)...................... _________________ белый -...............(черный)............................. _________________ весёлый - ….......(грустный)......................... _________________ несчастный - …..(счастливый).................... _________________ далёкий -.............(близкий).......................... _________________ |
г)игра «Найди пару»
слайд 9
Подведение итогов. Вывод. (слайд 10 заполняется детьми на уроке с использованием интерактивной доски. В остальных случаях это делается устно.)
- Что такое прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- От какой части речи зависит?
- Что такое прилагательные — синонимы? Приведите примеры.
- Что такое прилагательные — антонимы? Приведите примеры.
- Для чего нужны синонимы и антонимы в нашей речи?
Домашнее задание. Упражнение № -- с.--