МБОУ «Волошская СОШ»
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Путешествие в Царство швейной машины».

Учитель: Ильина Г.А.
2013-2014 учебный год
Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины».
Цель урока: изучить устройство и назначение швейных машин.
Задачи:
- образовательная: ознакомить учащихся с историей развития швейных машин, с типами и видами швейных машин, с устройством швейной машины, обеспечить усвоение материала по теме;
- развивающая: развивать умения находить ключевые слова, и понятия в данной информации, развивать умение запоминать необходимую информацию с опорой на схему, развивать умение преобразовывать наглядный материал для получения новой информации, развивать воображение в рисунке,
- воспитательная: формировать дисциплинированность в работе; воспитывать любовь к швейному делу; формировать у учащихся чувства взаимопомощи; формировать элементарные умения домоводства
Методы проведения занятия:
словесный, наглядный, практический (упражнения).
Формы работы: групповая.
Форма проведения урока: игра "Путешествие в Царство швейной машины”.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, универсальные швейные машины.
Дидактическое обеспечение: карточки-задания.
Наглядный материал: презентация по теме урока, портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
Учебно-техническая документация: образцы объекта труда
Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
Как вы видите мы сегодня отправимся в путешествие, но в какое же царство? И чтобы попасть в Царство нужно пройти через ворота.
Задание 2: Отгадайте загадку (слайд 1)
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина) (слайд 2)
Целеполагание
Как вы думаете, какая цель нашего урока?
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
Путешествуя по царству швейной машины мы будем делать остановки, на которых будем узнавать много нового и интересного и показывать свои знания и умения. И проходя успешно каждую остановку будете получать плюсик (красный, зеленый). А итогом нашего путешествия является остановка «Я отличник»
Изучение нового материала
История развития швейной машины.
Загадку мы отгадали и определили тему нашего урока и ворота нашего царства нам открыты.
Пройдя через ворота мы попали на главную площадь. Это и будет наша первая остановка, на которой мы познакомимся с историей развития швейной машины.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Иллюстрация «Памятник портнихе» (слайд 3) выключить
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Иллюстрация «Портрет Леонардо да Винчи» (слайд 4,5,6)
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Иллюстрация «Портрет Элиаса Хоу» (слайд 7) выключить
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Иллюстрация «Портрет Зингера» (слайд 8)
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. выключить
Контрольные вопросы:
Что нового для себя узнали на первой остановке? (плюсик)
Отправляемся в путь и следующей нашей остановкой будет:
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому, что в своем деле она умеет практически все (слайд 9) выключить
Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету. (слайд 10) И посмотрите, какие красивые вещи можно выполнить с помощью швейной машины. А это работы, выполненные обучающимися нашей школы. Этому научитесь и вы. выключить
Контрольные вопросы:
Чем отличаются современные швейные машины от самых первых? (плюсик)
Отправляемся дальше в путь и третья наша остановка:
Знакомство с классификацией швейных машин
И чтобы получить плюсик вам необходимо заполнить таблицу«Классификация швейной машины»
Все швейные машины различают:
по виду приводов и по выполняемым операциям:
по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим. (слайд 11,12 )
по выполняемым операциям: промышленные и бытовые (слайд 13,14)
Заполнение таблицы «Классификация швейной машины». Проверка
Контрольные вопросы:
Что значит промышленные и бытовые машины, в чем их отличие? (плюсик)
Я думаю нам пора отдохнуть.
Физкультминутка
Вот мы приближаемся к основной остановке, на которой рассмотрим основные детали швейной машины. Каждую деталь запоминайте и рассматривайте на швейной машине.
4.Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы. (слайд 15)
Сейчас машина установлена на холостой ход, но с помощью винта ее приводят а рабочее состояние.
Маховое колесо | Для начала работы (для приведения машины в рабочее состояние) |
Моталка | Для наматывания нижней нити |
Стержень для катушки | Для насадки катушки |
Нитенаправители | Направляют нить в нужном положении при заправке верхней нити |
Нитепритягиватель | Притягивает нить |
Регулятор натяжения верхней нити | Регулирует натяжение верхней нити(слабее/сильнее) |
Иглодержатель с иглой | Место, куда вставляется игла |
Регулятор длины стежка | Регулирует длину стежка(расстояние между двумя проколами иглы) |
Рычаг обратного хода | Для выполнения закрепки |
Лапка прижимная | Для прижима ткани |
Рычаг прижимной лапки | Для подъема и опускания лапки |
Двигатель материала | Продвигает материал во время работы. |
Задвижная пластина | Для открытия отверстия к челночному устройству |
Челночное устройство | Для образования стежка (туда вставляется шпулька с нижней ниткой) |
Платформа | Для крепления стойки рукава |
Винт-разъединитель Рычаг прижимной лапки
| Для придания машине рабочего/холостого хода. Для подъема и опускания лапки |
(слайд 16)
1- задвижная пластина;
2- челночное устройство;
3- лапка прижимная;
4- двигатель материала;
5- нитепритягиватель;
6- нитенаправитель;
7- рукав;
8- стержень для катушки;
9- моталка; (изменяется месторасположение)
10- маховое колесо;
11- ручки установки и регулирования зигзагообразных строчек;
12- указатель длины стежка;
13- рычаг обратного хода;
14-ручка регулятора длины стежка;
15- стойка рукава;
16- платформа;
17- нитенаправилель.
У нас осталась последняя остановка, на которой мы проверим и закрепим свои знания. Упражнение «Проверь себя»
Закрепление. Самостоятельная работа учащихся.
1.Работа с терминами
Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой. Упражнение «Проверь себя»
2. Разгадать кроссворд.
6. Рефлексия
«Потайная лесенка»
Р

ебѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Было очень интересно
Узнал много интересного
Понял материал
Скучал
Я на уроке
Подведение итогов урока.
Оценивание
Домашнее задание:
Составить кроссворд с использованием новых терминов.
Представьте, что вы изобретатель. Нарисуйте швейную машину, которую вы изобрели.