Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме "Возвратные и невозвратные глаголы"»
ВОЗВРАТНЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Проверка д/з
Повторение вида глагола: остановиться, стрижет, проспал, красила, лягу, расцветать, помогать, любит, говоришь, выполнил, писать, запеть.
Изучение новой темы
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)
1.) Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?
2) Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что он указывает?)
3.) Есть предположения?
Закрепление материала
Задание 1
Разделить глаголы на 2 столбика (возвратные и невозвратные).
Смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, улыбается, бежит, веселюсь.
Задание 2
Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Задание 3
Образуйте возвратные глаголы.
Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, застегивать, причесывать.
Задание 4
Найдите и устно исправьте ошибки.
1.) Я учуся в пятом классе. 2.) Моя тетрадь уже нашлася. 3.) Женя отправилася на вокзал. 4.) Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. 5.) Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
Домашнее задание
Замените одним словом, используя возвратные глаголы. Выделите постфикс -СЯ.
Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии; испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду.