Конспект урока в 9 классе «Кожа – зеркало здоровья»
Цели. Обобщить и систематизировать знания по теме. Научиться устанавливать логические связи между компонентами кожи и выполняемыми функциями. Выяснить причины и последствия нарушений кожи, разработать гигиенические правила по уходу за кожей. Отработать на практике способы ПМП при поражениях кожи.
Задачи.
Образовательные: различать на таблицах, в материалах презентации и с помощью образовательных интернет ресурсов особенности строения кожи, узнать функции кожи и производные кожи, объяснить роль кожи в жизни человека.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить исследования и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; развивать внимание.
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие; воспитывать ответственность и аккуратность.
Воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.
УУД.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей; умения самоанализа и самоконтроля.
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные УУД: умения работы с текстом, рисунками, схемами презентации, систематизации и обобщения информации; умение делать выводы на основании исследования, сравнений; умение составлять план ответа.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать: строение кожи, функции кожи, производные кожи.
Уметь: уметь давать определения, работать с лупой, распознавать части кожи.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания.
Метапредметные: работать с текстом, иллюстрациями и схемами из разных источников информации.
Ресурсы:
Приборы: бинт, стакан со слабокислым раствором лимонной кислоты, стакан с 2% раствором питьевой соды, стакан со слабым раствором марганцовки, ножницы, холодный компресс. Таблицы: “Строение кожи”, ноутбук; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Кожа – зеркало здоровья» образовательные ресурсы УМК «Линия жизни»,«Биология. » 8 класс, Пасечник В.В. Образовательные интернет ресурсы: http://school-collections.edu.ru А именно по строению и функциям кожи: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ae-1000-4ddd-3118-1d00475d60ab/15_002.jpg |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008af-1000-4ddd-e396-2000475d60ab/index.htm |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ad-1000-4ddd-5b19-1b00475d60ab/15_001.swf |
Форма урока: урок-путешествие
Ход урока:
Организационный момент. 1 мин
Готовность учащихся к уроку и определение отсутствующих
Встали! Поднимаем гири. Потрясем тело и вытрясем всю лень из себя.
Настроились! А теперь подышим: ВДОХ, ВЫДОХ…
Дыхание наладили и теперь тихо-тихо сели!!!
Основная часть 40 мин
Ребята, посмотрите друг на друга. Сегодня вы пришли на урок в красивой, новой одежде, которую вам купили родители. Со временем эта одежда будет изнашиваться, рваться или просто станет вам мала. Те, кто следит за своей одеждой, стирают ее, аккуратно штопают, берегут, будут носить ее дольше, но все равно когда-нубудь придется купить новую, т. к. старая одежда перестанет вас защищать от холода и жары, пыли и грязи…
И только одна одежда, которую вы получили при рождении, останется с вами на всю жизнь. Она никогда не станет вам мала, но она, так же как и обычная одежда нуждается в уходе и ухаживать за ней необходимо особенно тщательно, ведь ее нельзя снять и почистить или купить новую. Как вы думаете, как называется эта одежда?
Верно – кожа! (слайд 1)
Давайте дадим определение.
Кожа – верхний, защитный, эластичный покров тела человека, защищающий его от механических повреждений, грязи, пыли, потери воды.
А что вы еще знаете о коже? Для того чтобы ответить на этот вопрос вам придется пройти лабиринт. Каждая комната лабиринта таит в себе загадку о коже.
В зависимости от правильности выполнения заданий и полноты ответов на вопросы вы будете получать фигурки разных цветов. Это поможет нам оценить ваши знания в конце урока.
Ну что ж отправляемся в увлекательное путешествие.
ЛАБИРИНТ (Слайд2)
А в конце пути всех ожидает заветный клад. Но каждый отправляющийся в путешествие ставит перед собой цели. (слайд 3)
Задание:1. Комната «Шифровальная» На доске три столбика: термины, функции, компоненты кожи. Зашифруйте ответ, составив верные логические цепочки. Время выполнения задания – 5 минут. (Слайд 4)
1. Потовые железы 7. Жир на коже 13. Терморегуляция
2. Нервные окончания 8. Слущивание, обновление 14. Теплоизоляция, запас жира и энергии,
3. Сальные железы 9. Жировые клетки смягчение ударов
4. Клетчатка 10. Расширение и сужение 15. Смягчение кожи, эластичность
5. Эпидермис 11. Восприятие и передача 16. Органы чувств
6. Кровеносные сосуды импульсов 17. Выделение, теплоотдача
12. Пот 18. Защита, красивый внешний вид
Проверка: выборочные ответы и комментарий.
1 – 12 – 17 3 – 7 – 15 5 – 8 – 18
2 – 11 – 16 4 – 9 – 14 6 – 10 – 13
Задание: 2. Комната «Садовая» (Слайд 5)
На доске два цветка, на лепестках – цифры. Мы с вами должны будем ухаживать за цветами. Выращивая цветы в этом саду, мы узнаем, какие правила ухода за кожей необходимо соблюдать. Учащийся выбирает лепесток с цифрой, учитель читает вопрос, учащийся отвечает на вопрос.
- От курения, алкоголя и наркотиков кожа становиться румяной и здоровой. Верно ли это? Обоснуйте ответ.
- Если человек ест много жирной и острой пищи на ночь, то кожа становится сальной и угреватой. Верно ли это? Обоснуйте ответ.
- Если обожжешь руку нужно посыпать ее содой. Правильно? Докажите.
- Кожа становится дряблой, синей, морщинистой, если заниматься спортом и физически работать. Объясните.
- При постоянном употреблении овощей и фруктов кожа становится упругой и эластичной, верно ли это? Почему?
- Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос. Докажите.
- Общение с животными не влияет на состояние кожи. Верно ли это?
- Сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, сплю много, а кожа покрывается угрями и блестит. Почему?
- Можно пользоваться маминой косметикой (пудрой, кремом), красить ресницы и не смывать несколько дней. Правда?
- При цветении тополя, лебеды, амброзии, при употреблении в пищу некоторых ягод и цитрусовых на коже у некоторых людей появляется сыпь. Почему?
- Употребление витаминов, особенно зимой, улучшает состояние кожи. Так ли это?
- Если ходить зимой без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво, а летом в синтетической одежде будет красиво и не жарко. Правда?
- Неважно сколько спишь. Чем в комнате жарче, тем лучше для кожи. Верно?
- Отвар петрушки выводит веснушки, а отвар ромашки и крапивы укрепляет волосы. Так ли это?
- Обливание холодной водой и контрасный душ являются способами закаливания, это полезно для кожи. Объясните.
- Умываться по утрам совсем не обязательно, тереть кожу мочалкой вредно. Правда?
А теперь посмотрите, какие цветы выросли у нас в оранжерее. Как они вам, нравятся? Только правильный уход за кожей поможет вам выглядеть привлекательно долгие годы.
Задание:3 Комната «Историческая» (Слайд 6)
Для того чтобы пройти эту комнату нам необходимо заглянуть в исторический справочник. Да вот здесь кто-то и закладку оставил.
1. В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой Золотой век. Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ была для мальчика роковой. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. После этого он заболел и умер. Объясните почему?
Ответ: Потеря тепла через расширенные сосуды. Нарушена терморегуляция.
2. В одной из газет сообщалось, что ленинградский шофер Василий Ш. потерял сознание и упал на улице поздно вечером. Только утром ему оказали первую медицинскую помощь. Он пролежал в снегут5 час. в тридцатиградусный мороз. Кисти рук, ноги и лицо были покрыты корочкой льда, язык примерз к нижней губе. Пульс не прощупывался, дыхание – 5-6 раз в минуту (обычно – 16-20). Полная картина смертельного замерзания. Но Василия Ш. спасли, как вы думаете, какой метод при этом применили врачи?
Ответ: Быстрое размораживание, т.к. восстанавливаются все жизненные процессы в клетках.
Действительно, сначала его поместили в теплую ванну, затем ввели сердечно-стимулирующие средства и уложили на кровать с включенными над ней электролампами.
Мы закрываем исторический справочник и отправляемся дальше.
Задание:4 Комната «Загадочная» таит настоящие загадки. Поодиночке здесь не справиться. (Слайд 7)
Для выполнения этого задания вам необходимо объединиться в группы. Каждая группа получает карточки с ребусами. Необходимо не только отгадать ребусы, но и объяснить значение зашифрованных слов. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.
Ответы:
Лишай Эластичность Обморожение
Осязание Перхоть Чесотка
Клетчатка Меланин Дерматолог
Задание:5 Комната «Гигиеническая»
В этой комнате находятся письма с вопросами, которые пришли на программу «Здоровье». Мы отобрали наиболее часто встречающиеся. Представьте, что вы врачи-дерматологи. Попробуйте дать несколько советов зрителям.
Вопросы раздаются в конвертах, на каждую группу . Учащиеся совещаются 2 минуты, и представитель группы дает ответ.
Вопрос №1
Подскажите, пожалуйста, как определить мой тип кожи? Какие косметические средства мне подходят? (Слайд 8)
Ответ: Жирная – блестит, имеются широкие поры, остается след на салфетке. Сухая – остается стянутой после мытья, шелушиться. Чувствительная – реагирует на внешние раздражители появлением покраснения и сыпи. Нормальная – эластичная, выглядит красивой и здоровой. Косметические средства необходимо подобрать, учитывая эти рекомендации. Тип кожи указан на упаковке средств.
Вопрос № 2
Почему нельзя наносить увлажняющий крем в мороз? (Слайд 9)
Ответ: Избыток влаги на поверхности кожи может вызвать обморожение. Необходимо наносить жирный защитный крем.
Вопрос № 3
Стоит ли в жару пить много воды? (Слайд 10)
Ответ: В жару усиливается потоотделение и из организма вместе с потом выходит соль. Чем больше пьешь, тем больше жидкости требуется, чтобы восстановить солевой баланс и человека мучает жажда. Поэтому в жару следует ограничивать себя в питье, лучше съесть маленький кусочек хлеба с солью.
Я думаю, наши телезрители получили исчерпывающие ответы. И мы с вами можем отправляться дальше. Тем более что дело не терпит отлагательства. В комнате «Спасательная» нашей помощи ждут пострадавшие с различными травмами кожных покровов.
Задание: 6 Комната «Спасательная»
Нам осталось выбрать спасателей, которые окажут квалифицированную помощь пострадавшим. Для этого у них под рукой есть все необходимое. На столе заранее приготовлены все необходимые инструменты и материалы: бинт, стакан со слабокислым раствором лимонной кислоты, стакан с 2% раствором питьевой соды, стакан со слабым раствором марганцовки, ножницы, холодный компресс.
Пострадавший № 1(Слайд 11)
Травма: термический ожег предплечья II степени, покраснение кожи, волдыри.
Первая помощь: промыть место ожога холодной водой, а затем слабым раствором марганцовки. Волдыри ни в коем случае не прокалывать и не срезать. Наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Пострадавший № 2 (Слайд 12)
Травма: Химический ожог кислотой. Жжение, покраснение, нарушение эпителия.
Первая помощь: Промыть место ожога холодной водой, а затем 2%-м раствором питьевой соды, а затем снова холодной проточной водой. Наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Пострадавший № 3 (Слайд 13)
Травма: Тепловой удар. Слабость, повышенная температура, головокружение, тошнота, обморок, остановка дыхания.
Первая помощь: Перенести пострадавшего в прохладное место, ослабить все сдавливающие элементы одежды (пояс, ремень, галстук, застежка), уложить на ровную поверхность, подложить валик под голову, дать понюхать нашатырный спирт. Если дыхание не восстанавливается приступить к искусственному дыханию и НМС (1 вдох, 5-6 надавливаний в области грудной клетки). После восстановления дыхания положить холодный компресс на лоб и область сердца.
Своими умелыми действиями мы с вами спасли всех пострадавших. И вот теперь стоим у последней двери.
3.Рефлексия. Оценивание результатов. 4 мин
Задание: 7 Комната «Математическая» (Слайд 14) Ну вот и настало время оценить, как вы усвоили все правила и требования ухода за кожей, как научились ухаживать за самой дорогой «одеждой» на свете. Для этого проведем простые математические вычисления:
- подсчитайте число красных фигурок, умножьте на «5», запишите результат;
- подсчитайте число зеленых фигурок, умножьте на «4», запишите результат;
- подсчитайте число желтых фигурок, умножьте на «3», запишите результат.
- сложите три полученных числа и эту сумму разделите на общее количество, полученных вами фигур.
- ответ запишите до десятых долей числа и скажите мне свои отметки.
Вы сами оценили свою работу на сегодняшнем уроке, по-моему, мнению она была плодотворной. А теперь, самое главное, ведь мы дошли до мешка с кладом. Но оказывается в этом мешке несметное богатство, которое не купишь за деньги, что же это такое? Предлагаю вам разгадать еще один ребус. (Слайд 15)
Ответ: Здоровье.
Домашнее задание. Повторить строение и функции кожи. 1 мин