Тема: Возникновение ислама.
Цель: раскрыть особенности возникновения ислама и его роли в объединении арабов; развивать умение приобретать новые знания, сочетая информацию из рассказа учителя, учебника и исторической карты; воспитывать у учащихся
уважение к общечеловеческим идеалам, толерантность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, карты «Арабские завоевания в VII-IX вв. Образование Халифата »,« Распад Арабского халифата », схемы и таблицы« Природные условия и занятия населения домусульманской Аравии »,« Ислам и арабы».
Основные понятия и термины: ислам, мусульмане, Коран, хиджра
Основные даты: 622 г.- хиджра, начало мусульманского летоисчисления.
Ход урока
І. Организационная часть урока
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
Посмотрите на рисунки и скажите с каким народом ассоциируются эти рисунки? (Арабы) Что вам известно об арабах?
Сегодня на уроке мы узнаем об особенностях жизни арабов, и о религии, которую они основали.
Записываем тему урока. Ислам является второй (после христианства) по количеству последователей мировой религией, на которой основывается культура многих народов Востока. Его исповедуют 1 млрд. человек более чем в 120 странах мира, а это каждый 8 житель планеты. В 28 странах ислам признан государственной религией - таких как Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и др. Значительное количество мусульман живет в отдельных странах Европы.
IV. Усвоения нового материала
1. Жизнь арабов.
Прежде чем мы начнем говорить об исламе мы выясним кто же такие арабы и чем они занимались. Для этого мы с вами разделимся (учебник стр 68) 1 ряд - природные условия и географическое положение, а 2 ряд - основное занятие.
С
Арабы
оставляем схему:
Земледельцы – феллахи.
Запад и юг Аравии – оазисы и
прибрежные районы;
выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник, хлопчатник.
Скотоводы – бедуины. Остальная территория, пустыня, каменистое плоскогорье; разводили верблюдов, лошадей, овец.
Торговля на ярмарке в Мекке
Вопрос: Какие отношения сложились между земледельцами и скотоводами? (Презирали друг друга, часто происходили конфликты).
2. Религия арабов.
Одной из причин такой вражды можно считать отсутствие единой религии. Богов было много, но они почитались на уровне племени.
- Как называется поклонение многим богам?
Самой распространенной религией было язычество - поклонении каменным столбам как божествам.
В богатом городе Аравии, Мекке, стояла Кааба - священное кубическое сооружение высотой с пятиэтажный дом. (рисунок) К ней сходились паломники со всех концов пустыни. Они молились вмонтированному в Каабу метеориту. Люди называли его Черным Камнем. Вокруг Каабы было установлено около трехсот идолов. Для купцов это было выгодное место торговли. Раз в год все войны и распри прекращались, чтобы в течение четырех месяцев любой мог прийти к Каабе и помолиться. Это, пожалуй, было единственное, что объединяло арабов.
Физкультминутка
3. Пророк Мухаммед и новая религия
В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Численность населения увеличивалась, а пахотной земли не хватало. Торговля приходила в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили вдоль Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение жизни подталкивало арабов к мысли об объединении, чтобы вместе бороться за лучшую жизнь.
Учебник стр 69. Прочитайте. Назовите причины объеденения арабов.
И именно в этот тяжелый момент появляется пророк Мухаммед. О его биографии нам расскажет ...(рассказ подготовленого ученика).
Родился в Мекке около 1570 и был единственным ребенком купца Абдаллаха. Отец умер вскоре после рождения Мухаммеда, а мать - когда ему было 6 лет. Сироту воспитывал дядя Абу Талиб. С 15 лет мальчик начал самостоятельную жизнь - пас овец, снаряжал караваны. В 25 лет он женился на богатой вдове, в его жизни произошел поворот к лучшему. Он начал торговать шкурами, много путешествовал и на него произвела впечатление христианская вера в единого бога. Когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, ему начали являться видения, а впоследствии - голос, который он воспринимал как Божье слово.
Откровения Мухаммеда стали основой новой религии - ислама в дословном переводе с арабского означает смирение - то есть жизнь в согласии с миром, жизнь в мире с Всевышним, покорность его воле. А те кто исповедует ислам - мусульмане.
Позже они были записаны в Коране - священной книге мусульман. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").
Познакомьтесь с учениями Пророка
Текст
• Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.
• Сухость глаз - признак жестокого сердца.
• Приветливость к людям - половина ума.
• Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
• Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.
Ответьте на вопрос:
Вопрос: содержат ли они нормы, которым должны следовать люди неза-висимо от их религиозных убеждений? (ответы детей)
- Как люди отнеслись к такому учению? Ответ в учебнике стр 70.
- Сравните отношение к Мухаммеду и отношение к Иисусу Христу.
- А вот в Ясрибе Мухаммеда встретили радушно даже переименовали этот город в Медину, что означает «город Пророка». Произошло это в 622 году, который и является датой возникновения ислама. Именно здесь была построена первая мечеть - мусульманский храм. Сам Пророк теперь полностью посвятил себя религии: он разработал порядок богослужения, запретил верующим употреблять вино, азартные игры, сквернословить
Кроме того были разработаны 5 главных обязанностей мусульман:
Текст:
1. Вера в существование всемогущего и единого Аллаха и в то, что Мухаммед является его пророком.
2. Молитва пять раз в сутки.
3. Раз в год, в течение месяца рамадана, соблюдение обязательного поста - не есть и не пить от рассвета до заката.
4. Каждый, у кого есть возможность, должен один раз за свою жизнь совершить хадж (паломничество) в Мекку и Медину.
5. Мусульманин, чтобы освободиться от грехов, должен отдавать пятую часть своих доходов на милостыню.
Вопросы по тексту:
- Как вы думаете это строгие обязанности? Каждый в состоянии придерживаться?
- Есть ли обязанности в христианской религии?
V. Обобщение и систематизация знаний
Задание 1: «Восстановить документ».
Впишите необходимые сведения.
Арабы издавна жили на _________ полуострове. Население состояло из _________ и __________ арабов. Старинный торговый путь через город __________ соединял Византию с Восточной Африкой и Индией. В Мекке располагался храм __________ .
Задание 2: «Ты - мне, я - тебе»
Учащиеся в группах составляют самостоятельно вопросы, а затем задают их друг другу.
VI. Домашнее задание
§ 9. Составить кроссворд по теме «Возникновение ислама».