СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Заглянем в кладовые земли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Заглянем в кладовые земли»

Конспект урока

ФИО разработчика: Швалова Алина Олеговна

Используемый учебно-методический комплекс: «Школа России»

Учебный предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 2

Тема урока: «Заглянем в кладовые земли».

Цель урока: научиться различать полезные ископаемые, проводить наблюдения и ставить опыты (на примере горной породы гранит).

Планируемые результаты:

Предметные знания: Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним.

Предметные умения: Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Читать отрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • сохранять учебную задачу урока;

  • выделять из темы урока неизвестные и известны знания и умения;

  • планировать своё высказывание;

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью стихотворения).

Коммуникативные УУД:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное отношение друг с другом;

  • понимать принимать задачу совместной работы (парной) распределять роли при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами).

Познавательные УУД:

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям;

  • строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду).

Личностные УУД:

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов.

Оборудование:

Для учителя: Плешаков А. А. Учебник по окружающему миру – 2 класс, 1 часть, атлас-определитель, презентация, интерактивная доска, карточки, мел, гранит, стекло, молоток, вода, стакан, древесина.

Для ученика: Плешаков А. А. Учебник по окружающему миру – 2 класс, 1 часть, атлас-определитель, ручка.

Метапредметные связи: литературное чтение.




















Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Этап самоопределение к учебной деятельности.


Личностные УУД:

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.


Здравствуйте!


Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


Чтобы узнать тайны природы, нам на уроке потребуется: учебник, атлас-определитель, конверт, ручка. Проверьте все ли у вас есть.


Приветствуют учителя.









Проверяют свою готовность к уроку.

1, 30 мин

  1. Этап актуализации ранее усвоенных знаний и умений.

Регулятивные УУД:

выделять из темы урока неизвестные и известны знания и умения.



Коммуникативные УУД:

формулировать

ответы на вопросы.


слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.














Давайте вспомним, с какими камнями мы познакомились в прошлом году.

Для этого решите ребусы:

(Слайд 1)

1 = Г


Этот камень очень прочен и его часто используют в строительстве.


(Слайд 2)


Из кремня можно высекать искры.

(Слайд 3)


Этот камень состоит из раковин морских животных.


Хорошо!









Гранит.









Кремень.








Известняк.



3 мин

  1. Этап постановки учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать

ответы на вопросы.




























Познавательные УУД:

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.



Регулятивные УУД:

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы).















Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;


планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.




Ребята, сегодня у нас необычный урок. И для того, чтобы узнать тему, мы сыграем в игру «Что? Где? Когда?». (Слайд 4)

У меня с собой есть сундук, в нём спрятаны предметы, отгадав которые, вы сможете догадаться какова тема урока. (Показываю сундук)

Слушайте внимательно!

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже. (Слайд 5)

(Показываю мешочек с песком)


Раньше был он дном морским,

А похож на известняк

И устроен точно так.

Им рисуют на заборах,

На асфальте или в школах. (Слайд 6)
(Показываю мешочек с мелом)


Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже… (Слайд 7)
(Показывают мешочек с солью)



Молодцы вы отгадали все предметы!


Какое можно дать общее название всем этим предметам?


И песок, и мел, и соль, и глина - это полезные ископаемые.


Почему ископаемые называют полезными?




Кто знает, где добывают полезные ископаемые?


Совершенно верно, полезные ископаемые хранятся в Земле.


Если они там хранятся, то, каким словом можно назвать землю? Вспомните, как называется то место в доме, где хранятся какие-либо вещи или предметы.

Так же и земля для полезных ископаемых является кладовой.


Сформулируем тему урока. Посмотрите на слайд и продолжите фразу «Заглянем в … …» (Слайд 8)


Маша, как прочитай полностью тему.


Какую цель мы поставим на урок?


Для достижения поставленной цели необходимо определить план работы.


На слайде представлены пункты плана. Вам необходимо восстановить в каждый пункт порядок слов.

План: (Слайд 9)

  1. минералы Горные и породы.

  2. его Гранит состав и.

  3. богатств Использование кладовых, бережное земных отношение человеком к ним.


Молодцы!













Песок.







Мел.






Соль.







Полезные ископаемые.





Ископаемые называют полезными, потому что они превращаются в разнообразные необходимые вещи для человека.


В земле.







Кладовая.





…кладовые Земли.


Заглянем в кладовые Земли.


Познакомиться с полезными ископаемыми Земли.







План:

  1. Горные породы и минералы.

  2. Гранит и его состав.

  3. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним.


5 мин

  1. Этап «открытия» нового знания.

Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.

















Познавательные УУД:

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.











Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.











Личностные УУД:

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов.



Регулятивные УУД:

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.





















Познавательные УУД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;



анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;









понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;







Познавательные УУД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;















понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблицы.







Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.



Познавательные УУД:

сравнивать объекты по заданным критериям;


понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц.




Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.


Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы.


Познавательные УУД:

сравнивать объекты по заданным критериям;


понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц.




















Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.


Коммуникативные УУД:

понимать задачу совместной работы (парной) распределять роли при выполнении заданий;


формулировать ответы на вопросы;


договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.


Как звучит первый пункт плана?


А вы знаете что такое горные породы и минералы?


Давайте, заглянем в кладовую земли и узнаем, что такое горные породы и минералы и какие они бывают, просмотрев видеоролик.


Внимание на слайд. (Слайд 10)

Слушайте внимательно.

(Видеоролик «Горные породы и минералы» - 2 мин)

Что такое горные породы?



Какие вы знаете горные породы?



Что такое минералы?


О каких минералах вы узнали из просмотренного видеоролика?


Хорошо!


Как звучит второй пункт плана?


А вы когда-нибудь держали в руках гранит?


Сегодня вам представилось возможным не просто подержать в руках гранит, но и побыть в роли учёных.


А что делают ученные?


Верно! Мы тоже сегодня будем исследовать такую горную породу как гранит.


Выполнять работу вы будете в парах, но сначала вспомним правила работы в парах.


Какие правила вы знаете?



Откройте учебник на странице 44 и достаньте из конверта «Карту наблюдения».


Послушайте внимательно, какую работы нам необходимо проделать:

  1. Рассмотреть кусочек гранита. Найти цветные зёрна – минерал полевой шпат, прозрачные зёрна – минерал кварц, чёрные блестящие зёрна – минерал слюда.

  2. Определить цвет гранита.

  3. Определить какой гранит по тяжести.

  4. Определить какой гранит по прочности.

  5. Определить какой гранит по твердости.


В ходе исследования мы будем фиксировать наши полученные данные в «Карту наблюдения».


Рассмотрите кусок гранита.


Давайте определим, из чего состоит гранит.


Однороден ли он?


Как вы это определили?



Какие зерна вы разглядели в граните? Как называют такие минералы?



Молодцы! Внесите эти данные в карту наблюдения.

(Слайд 11)









Как выдумаете какого цвета может быть гранит?


Определим цвет гранита.

Внимание на слайд. Рассмотрим его. (Слайд 12)

Какой он по цвету?


Запишите данные в таблицу. (Слайд 13)







Теперь мы узнаем, тяжелая или легкая горная порода гранит.

Посмотрите, что произойдет, если гранит опустить в стакан с водой, одновременно опуская туда кусочек дерева.


Какой вывод можно сделать?



Запишем данные в «Карту наблюдения». (Слайд 14)









Ребята, мы должны определить прочность гранита.


Как это можно сделать?


На моем столе мы попробуем постучать молотком по образцам мела и гранита. (Один ученик выходит к столу и ударяет молотком по образцам.)


Что вы заметили?


Какой вывод можно сделать?


Правильно, запишем это в таблицу. (Слайд 15)







Нам осталось заполнить последнюю колонку.


Как нам убедиться в том, что гранит не только прочный, но и твердый?


Давайте возьмем вот это стекло и проведем по нему гранитом.

Что вы видите?


О чем это говорит?


Запишите эти данные. (Слайд 16)





Молодцы!

Уберите карты наблюдения в конверт.

Какой пункт плана мы ещё не выполнили?


Достаньте из конверта каточку №1.


Подумайте в парах и ответьте на вопрос «Что можно сделать и почему нужно бережно относится к богатствам земных кладовых?» На выполнение задание вам даётся 2 мин.

Зачитайте свои ответы.


Молодцы!


  1. Горные породы и минералы.



















Горные породы - это природные соединения минералов.


Песок, гранит, соль, глина, известняк, мел, мрамор, кремень и другие.


Минералы - это природные вещества.



Полевой шпат, кварц, слюда и другие.





  1. Гранит и его состав.








Ученные исследуют.








Правила работы в парах: работать должны оба, выслушивать друг друга, доказывать свою точку зрения вежливо.




























Рассматривают в парах кусок гранита.




Нет.


Он состоит из отдельных зёрен, которые отличаются друг от друга.


Цветные зёрна – минерал полевой шпат, прозрачные зёрна – минерал кварц и чёрные блестящие зёрна – минерал слюда.



Красный. Серый. Зеленый.










Красный. Серый. Зеленый.





Гранит быстро опустился на дно. Он тяжелый.

Записывают данные в таблицу.



Да.


Постучать.






Мел разломился, а гранит нет.


Гранит - очень прочный материал.


Высказывают своё мнение.




На стекле осталась царапина.


Гранит твердый.

  1. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним.

















Зачитывают свои ответы.

15 мин

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу урока.


Познавательные УУД:

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;



Внимание на доску. Выполним следующее задание.

Нам необходимо разделить на две группы минералы и горные породы.


Молодцы!






2 мин

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Познавательные УУД:

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц.


Сейчас вы поработаете самостоятельно.


Достаньте карточку №3. Карточка должна быть у каждого.


У вас на столах лежит атлас-определитель. С помощью информации в атласе-определителе вам необходимо ответить на вопросы в карточке, обводя или подчеркнув правильный ответ.


Приступайте. На выполнение работы даётся 3 мин.


Сверьте свою работу с той которая на доске. (Слайд 17)

Если у вас есть ошибка исправьте её и дома поработайте над этим вопросом.
















5 мин

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.




Коммуникативные УУД:

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами).


Давайте объединим знания, которые мы получили сегодня с темой прошлого урока.


Вставьте пропущенные слова в рассказ. (Слайд 18)



звёзд, двенадцать, ископаемых, Небо, созвездия, планета, земля,



Наша _________ очень богата. ______ засыпано миллионами _______, а ________ полезными ископаемыми. Из звёзд получаются __________, их __________, а из полезных ___________ люди строят, делают много разных предметов и даже используют в еде.


Молодцы!











Наша планета очень богата. Небо засыпано миллионами звёзд, а земля полезными ископаемыми. Из звёзд получаются созвездия, их двенадцать, а из полезных ископаемых люди строят, делают много разных предметов и даже используют в еде.


3 мин

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Коммуникативные УУД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.



Регулятивные УУД:

планировать своё высказывание;











фиксировать в конце урока удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью стихотворения).


Давайте поведем итоги урока.


Что такое горные породы?


Что такое минералы?



Какова была цель урока?


С какими полезными ископаемыми мы познакомились?


Достигли ли мы поставленной цели?


Свою работу на уроке я предлагаю оценить с помощью стихотворения, представленного на слайде. (Слайд 19)

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Прочитайте ту строчку стихотворения, которая соответствует вашему пониманию сегодняшней темы.


Домашнее задание: С. 46-47. Вам необходимо прочитать отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция».


Спасибо за урок! Готовимся к изобразительному искусству.




Горные породы - это природные соединения минералов.


Минералы - это природные вещества.


Познакомиться с полезными ископаемыми Земли.


С гранитом.


Достигли.










Высказывают своё мнение.

2, 30 мин