Конспект внеклассного мероприятия на тему «Чему нас учат современные притчи»
Контингент обучающихся 1-4 курс
Цель занятия: рассмотреть особенности современных притч, проанализировать их мораль и понять, какие жизненные уроки они преподают, проанализировать их.
Задачи:
- расширить и углубить понятие о жанре притчи;
- отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;
- учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;
- развивать навыки монологической речи;
- через художественный текст поговорить о нравственных проблемах:
о необходимости любви, прощения, милосердия, сострадания,
взаимной помощи;
- формировать общечеловеческие нравственные ценности.
Методы: групповая и индивидуальная работа, дискуссия, анализ текстов.
Оборудование: презентация, распечатки притч, рабочие листы.
Ожидаемый результат: обучающиеся смогут определять особенности современных притч, анализировать их мораль и понимать, какие жизненные уроки они преподают; продолжат применять полученные знания для критического анализа информации и самостоятельного поиска смыслов.
Время проведения: 90 минут
План проведения
«Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне...»
Введение | Приветствие и обсуждение темы занятия (3 минут) | Что такое притча? Чем она отличается от сказки, басни, анекдота? Какие притчи вы знаете (классические)? |
| Актуализация опорных знаний обучающихся (7 минут) | Краткое определение притчи как жанра, эволюция притчи: от библейских историй к современным аналогам. Как современные притчи отражают актуальные проблемы общества и личности. Виды современных притч (например, короткие истории в соцсетях, миниатюры в блогах, иллюстрированные притчи). |
Основная часть (самостоятельная работа) | Анализ современной притчи (30 минут) | Групповая работа: нужно разделить участников на 3 группы, каждая из которых получает одну современную притчу (можно подобрать заранее, учитывая возраст и интересы участников или попросить их подготовить заранее). Притчи должны быть разными по тематике (о любви, милосердии, сострадании, прощении, взаимной помощи и др. ). |
| Группа № 1Чтение притчи “Будьте внимательны к своим любимым…” и ее анализ | Каждая группа должна проанализировать свои притчи, ответив на общие и частные вопросы. Общие для анализа притчи вопросы: краткое изложение сюжета; основная идея, мораль притчи; актуальность притчи для современного человека; сравнение с классическими притчами (есть ли сходства/различия?). Частные вопросы: Какие проблемы поднимает автор? Могли бы вы оказаться в данной ситуации? Можно ли было избежать такого поворота событий? Почему нужно быть внимательными к близким? |
| Группа № 2 Чтении притчи «Человек и Бог» и ее анализ | Каждая группа должна проанализировать свои притчи, ответив на общие и частные вопросы. Общие для анализа притчи вопросы: краткое изложение сюжета; основная идея, мораль притчи; актуальность притчи для современного человека; сравнение с классическими притчами (есть ли сходства/различия?). Частные вопросы: Как вы понимаете ответ Бога в виде молчания и действия? Чему учит эта притча современного человека? Как бы вы поступили на месте человека, если бы оказались в такой ситуации? Можно ли считать эту притчу актуальной в наше время? Почему? |
| Группа № 3 Чтение притчи «Две чаши» и ее анализ | Каждая группа должна проанализировать свои притчи, ответив на общие и частные вопросы. Общие для анализа притчи вопросы: краткое изложение сюжета; основная идея, мораль притчи; актуальность притчи для современного человека; сравнение с классическими притчами (есть ли сходства/различия?). Частные вопросы: Как выдумаете, что символизируют чаши? Почему одна чаша была наполнена полностью, другая нет? Как вы понимаете высказывание «Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая». |
Обсуждение результатов самостоятельной работы | Презентация групп: каждая группа представляет результаты анализа своей притчи (15 минут) | Общее обсуждение анализа притч каждой группы: Какие общие темы и уроки можно выделить из всех рассмотренных притч? Как современные притчи помогают нам решать жизненные проблемы? В чем сила и слабость современных притч по сравнению с классическими? Какие качества притчи делают её эффективным инструментом передачи знаний и ценностей? Как самим создавать эффективные современные притчи? |
Творческая работа | Индивидуальная работа (на выбор): написать притчу на тему, которая близка обучающемуся, использовав материал занятия; найти и проанализировать самостоятельно современную притчу (30 минут) | Для работы над притчей можно использовать различные источники (интернет-ресурсы) обращая внимание на разнообразие тем и стилей; примеры вопросов для анализа притчи. |
Заключение и рефлексия | Подведение итогов занятия (5 минут) | Ответы на вопросы: Что нового узнали? Какие выводы сделали? Как можно применить полученные знания? |
Приложение 1 Современные притчи
Притча «Будьте внимательны к своим любимым…»
Алло...
— Здравствуй...
— Здравствуй...
— Я бы хотел увидеться с тобой...
— Я сейчас немного занята, перезвоню...
Звонок через 20 минут с его же номера...
— Да, я еще не освободилась...
— Девушка, извините пожалуйста, это звонят Вам из скорой помощи. Несчастный случай произошел, Вы наверное жена или девушка погибшего??
— Какого погибшего... какая жена... что случилось...??
— Просто в телефоне погибшего вы были первая в списке и написаны как Любимая...
Трудно описать состояние человека в такой ситуации... слез вовсе не было, нет. Она просто была в легком шоке и не могла до конца поверить в случившееся. Последний его звонок он делал, будучи в пути к ней на работу. Как оказалось позже, на встречную полосу вылетела спортивка и лоб в лоб, в живых никого...
Сидя за рабочим столом... в голове бились разные мысли: А может это розыгрыш? Может он решил просто пошутить? Любимая... как он мог меня так написать, нет-нет... я не о том думаю... и вдруг, не ожидая этого, ее глаза резко наполнились слезами... как-будто только теперь она все поняла, что все... нет больше того, кто ее любил, кого видела она почти каждый день, от которого приходили смски типа: доброе утро, пора вставать. Нет больше того, кто бы ее каждый день мог на руках носить даже босиком по асфальту в дождь и слякоть...
Она открыла глаза от нежного прикосновения теплой руки, который вытирал слезу с ее щеки... Она увидела Его...и как никогда крепко-крепко сжала Его в своих объятиях, от которых он конечно же, потерял дар речи...
— Извини, что заставила тебя так долго ждать...я теперь твоя...
Шесть лет оказались для него ничем по сравнению с этим моментом... Единственный вопрос, который его мучает до сих пор, так это: Что же так повлияло на нее... Она рассказала про свой сон, но он не верил, что сон может повлиять так на человека... а ведь кто знает... все в этой жизни может быть...
Будьте внимательны к своим любимым...
Притча «Человек и Бог»
Человек шептал : — Господь , поговори со мной . И луговые травы пели.
Но человек не слышал.
Человек вскричал тогда : — Господь , поговори со мной!
И гром с молнией прокатились по небу!
Но человек не слышал.
Человек оглянулся кругом и сказал : Господи , позволь мне увидеть Тебя!
И звезды ярко засияли...
Но человек не видел.
Человек вскричал снова : Бог ,покажи мне видение!
И новая жизнь была рождена весной.
Но человек этого не заметил ...
Человек плакал в отчаянии:
— Дотронься до меня , Господи , и дай мне знать , что ты здесь!
И, после этого , Бог спустился и дотронулся до человека!
Но, человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь...
Притча «Две чаши»
Два младенца родились в один миг: один в богатой, а другой в бедной семье. Два ангела-хранителя поднялись на небеса, чтобы наполнить из небесных источников чаши жизни для своих младенцев. Один ангел-хранитель был допущен к источнику богатства. Он обрадовался и наполнил чашу жизни младенца до краёв. Второй ангел был приведён к источнику бедности. С горьким вздохом он наполнил чашу жизни из этого источника. Но ангел не стал наполнять чашу до краёв, надеясь, что его младенцу достанется ещё что-нибудь, кроме бедности. Когда оба ангела спускались на Землю, мимо пролетала Богиня Любви. Хрустальные слёзы любви капали из её глаз. Одна капля любви упала в неполную чашу. Вторая чаша была уже полна, и в неё ничего не попало.
Встретились оба ангела на Земле.
— Посмотри, я несу своему младенцу богатство, — похвастался первый ангел.
— Напиток твой горчит, — заметил второй ангел. — Зависть, предательство и одиночество всегда плавают в источнике богатства.
— Неужели бедность и лишения слаще?! — возмутился первый ангел.
— Нет, они горьки, но небесная капля любви, которую Богиня влила в мою чашу жизни, уменьшит её горечь и наполнит жизнь светом.