1. Организационный момент - Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, руки положите на стол перед собой. 2. Развитие мелкой моторики. Логопед предлагает детям выполнить упражнения: «колечко», «коза», «пальчики здороваются». 3. Дыхательные упражнения. 1) Игра «Шарик» – Давайте встанем в круг, левую руку положим на живот. Смотрите, когда мы правильно дышим, то наш живот становится похожим на шарик, надувается, а когда мы медленно, спокойно выдыхаем, то наш животик как шарик сдувается. Логопед показывает детям как надувается живот при вдохе и как сдувается при выдохе. - Похож? А теперь вы покажите, как вы надуваете свои шарики, и медленно их сдуваете. Логопед подходит к каждому ребёнку и проверяет выполнение задания. - Молодцы. 2) Игра «Бабочка» Детям выдаются бабочки из папиросной бумаги, которые прикреплены ниткой к указательному пальцу. - Посмотрите ни наших бабочек, они сидят у нас на ладошке, им никак не взлететь, давайте им поможем. Встаньте ровненько, поднимите ладошку на уровень рта и аккуратненько подуйте, чтобы бабочка улетела. Сначала логопед сам выполняет задание, а потом предлагает его выполнить детям. - Какие вы молодцы! Все справились с заданием, садитесь. 4. Голосовые упражнения. Игра «Эхо» - Мы с вами сейчас поиграем, для этого нам будет нужно разделиться на две команды. Представьте что мы в горах, громко кричим «Ау», а эхо нам отвечает «Ау»- «Ау», только как оно будет нам отвечать? - Правильно - Давайте сначала одна команда буде кричать «Ау», а другая будет отвечать, как эхо, тише. - Молодцы! А теперь давайте поменяемся, ваша команда теперь будет начинать. - Хорошо. Молодцы. 5. Артикуляторная гимнастика Логопед вместе с детьми перед зеркалом выполняет упражнения: для губ: - улыбка-трубочка для языка: - сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; - широкий кончик языка поднять за верхние зубы, широкий кончик языка опустить за нижние зубы; - сделать «лодочку»; - сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать чашечку в рот и подуть на нёё. 6. Сообщение темы - Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном звуке, а о каком, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам небольшой стишок, а вы подумайте: «Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком,- Каждый может обижать,- Как об этом не жужжать?» - Догадались, что это за звук? - Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия звук [ж]. А для того чтобы мы его правильно произносили, нужно чтобы наши губы и язык хорошо работали. 7. Произнесение звука [ж] Логопед сам произносит звук [ж], а затем просит каждого ребёнка произнести этот звук. 8. Повторение артикуляторной характеристики звука [ж] - Давайте подумаем, какой звук [ж]? Гласный или согласный? - А как работают наши губы, когда мы его произносим? Правильно. - А на что похож наш язык, когда мы произносим звук [ж]? Помните, мы смотрели картинки, на которых он был изображён. Правильно. - А наш звук твёрдый или мягкий? - А он звонкий или глухой? А почему? 9. Автоматизация звука [ж] в слогах: Игра «Подними флажок» - Слушайте внимательно, если услышите звук [ж], поднимите флажок: жа, ро, ла, жу, ко, вы; ар, от; жба, дже, кра, жда; Игра «Кто внимательнее» 1) - Слушайте внимательно! Я произношу слоги, а вы их повторяйте: жу-же-жа, жа-же-жу; лжо-лже; жба-жда-дже, жа-жо-жу, жа-же-жу, жу-жа-жо; жда-жду-жди. Слоговые ряды логопед произносит, закрывая лицо экраном. 2) - Слушайте внимательно! Произнесите слоги жа(жу), столько раз, сколько я хлопну в ладоши. Логопед хлопает 3(5) раз. 10. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений 1) - Слушайте внимательно! Я буду произносить слова, и если вы услышите звук [ж], то хлопните в ладоши: жук, лак, рак, жаба, пар, дом, кожа, мак, ужин, джем, лампа, пожар, пижама, море. 2) На столе лежат картинки, нужно выбрать только те, в названии которых есть звук [ж]. 3) Логопед вывешивает на фланелеграф 3 картинки в строку: жаба, ухо, корова. - Внимательно посмотрите на картинки и назовите их. Какой звук стоит первым в слове ЖАБА? Какой звук стоит первым в слове УХО? Какой звук стоит первым в слове КОРОВА? Молодцы! Правильно! А теперь из первых звуков каждого слова составьте новое слово. Первый звук мы возьмём из первого слова, затем из второго, а затем из третьего. Так какое слово у нас получилось? Правильно! 4) Анализ и составление схемы слова «ЖУК» - Сколько звуков в слове ЖУК? - Какой гласный есть в слове? - А где он стоит? - А остальные звуки какие? - Какой первый звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему? - А второй звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему? - А какой третий звук? Каким кружочком мы его обозначим? Почему? Логопед просит одного ребёнка подойти к фланелеграфу и составить схему слова. - Молодец, правильно. Садись 5) – Придумайте слова со звуком [ж], чтобы звук был в начале (середине) слова. 11. Подведение итогов занятия - Что мы делали на занятии? Какой звук изучали? - Сегодня все хорошо работали, молодцы! Занятие закончено. |