Конспект занятия для старшей группы
«В гостях у татарской сказки»
Цель: обогащать знания детей о быте и культуре народов татарского края.
Задача: Учить детей проявлять уважение к людям разных национальностей. Проявлять интерес к традициям и культуре разных народов. Учить детей толерантно взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас посетить литературный центр, вы там встретитесь с новыми героями татарских сказок.
С самых ранних лет наши мамы вводят нас в волшебный мир сказок и легенд своего народа, с которым нас объединяет язык и культура, духовное богатство хочет вам передать.
Послушайте пожалуйста, стихи:
Край родной! Как ты сердцу дорог!
Я люблю тебя всей душой!
Здесь мой дом, здесь мой каждый шорох,
Запах трав и букет полевой!
Я привыкла к тиши твоей мудрой.
Мне знаком деревенский покой.
И приятно так ранним утром
Пробежать по траве босиком!.
Педагог: Ребята, о каком крае сложены эти стихи ?
(Ответы детей)
Педагог: В нашем краю с давних времен живут в дружбе и согласии представители разных народов. Назовите мне, люди каких национальностей живут на нашей малой родине- в Свердловской области?
Дети: русские, татары, мордва, немцы, ….
Педагог: Ребята, ранее мы уже познакомились с вами с историей и культурой немецкого народов. А сегодня к нам придёт гость, который может нам рассказать много интересного о своей культуре.
( звучит татарская мелодия). Входит девочка Динара. Динара одета в татарский национальный костюм.
Динара: Хәерле иртә егетләр, на моем родном татарском языке слово «Доброе утро дети». Попробуйте поздороваться на моем языке, мне будет очень приятно.
Дети: Хәерле иртә егетләр!
Педагог: Расскажи нам о своем народе. Признаемся, что мы еще очень мало знаем об истории и культуре татарского народа.
Динара: Разрешите мне кратко о своей родной родине рассказать стихами.
Как дорог мне родной мой край!
Могучих наших предков стан.
Дороже чем небесный рай,
Родной и славный Татарстан.
Люблю волшебный лес зимой,
Тоскливый скрип нефтекачалок,
В полях уснувших крепким сном,
Под белоснежным одеялом.
Весной люблю разливы вод.
Прилет скворцов подарит радость,
а звезд весенний хоровод,
Навеет грусть, тоску и благость.
Люблю моря летних полей,
Вечерних деревень усталость.
Прощальный оклик журавлей
и осени печальной жалость.
Люблю тебя родной мой край,
Судьбой подаренный в наследство.
Дороже чем небесный рай,
В краю родном, осталось детство.
Педагог: Наши дети, конечно же, тебе рады. Как ты красиво одета! Даже имя у тебя необыкновенное.
Динара: Такое платье с воланами, жилетку, украшенную мехом надевают по праздникам все татарские девушки. А на голову одеваем калфак. Правда, выглядит нарядно?
Вы удивляетесь моему имени? Слово «Динара» «драгоценная», и сравнивается в трактовке с «динаром».
Педагог: И наряд твой, и имя нам очень нравятся.
Динара: А в моем родном селе много домашних животных, целые стада.
Педагог: А сейчас, Динара, поиграем в игру
Игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Диана: Молодцы, дети, ловко вы играете. А я сегодня как раз хотела вас пригласить посмотреть мой настольный театр, Я хочу показать вам татарскую сказку о животных, которая называется «Шах - петух».
Я позвоню в маленький колокольчик,
А вы пока закройте глаза ладонями, и позовите сказку.
Надо сказать слова: 1.2,3 сказка в гости приходи. (звонит в колокольчик).
На столе появляется фигурка петуха: «Здравствуйте ребята!»
Динара от имени персонажей сказки рассказывает сказку, привлекая некоторых детей: достать из коробочки фигурку героя сказки, изобразить животное (детьми выполняются маленькие этюды).
Когда Динара закончила рассказывать и показывать сказку, воспитатель спрашивает у детей:
Понравилась ли вам сказка, которую рассказала Динара?
У сказки говорящее название «Шах -петух». Кого в этой сказке можно так назвать и почему?
Как вы думаете кто такой шах?
Почему сказку назвали «шах- петух»?
Какой был петух?
Какие сказки напоминает вам этот сюжет?
Динара: Вы правильно ответили на все вопросы. Да, ребята, так бывает, что сюжеты сказок очень похожи. Ведь люди разных национальностей одинаково мечтают о мире и согласии, о добре и уважении. А сейчас, ребята, могули я вас попросить, чтоб вы из обрывков цветной бумаги сделали такой домик для друзей, каким вы его представляете.
Под татарскую мелодию дети выполняют аппликацию методом обрыва
на тему: «Цветы»
Педагог: Динара, мы дарим эти цветы на память о нашей встрече. Ты - для нас настоящий друг!
Динара: Перед уходом я хочу прочитать вам стихотворение Т. Овчинниковой
Дружат лисята, слоны и медведи,
Козочки дружат, коровы и дети.
Выбрала лошадь для дружбы… котенка-
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает.
Дружба-наука, дружба - искусство,
Дружба- прекрасное, доброе чувство.
Педагог: Спасибо, тебе дорогая гостья! Ты рассказала нам сегодня много нового о жизни татарского народа и их замечательную добрую и поучительную сказку!
Динара: До свидания кадерле дуслар!
Дети: До свидания, Чулпан. Приходи к нам еще в гости, мы будем тебе всегда рады! (под звуки татарской мелодии Динара уходит)
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось и понравилось? (ответы детей)