СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для старшей группы: «В гостях у татарской сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа его бытом и обычаями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для старшей группы: «В гостях у татарской сказки»»

Конспект занятия для старшей группы

«В гостях у татарской сказки»

Цель: обогащать знания детей о быте и культуре народов татарского края.

Задача: Учить детей проявлять уважение к людям разных национальностей. Проявлять интерес к традициям и культуре разных народов. Учить детей толерантно взаимодействовать друг с другом.

 

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас посетить литературный центр, вы там встретитесь с новыми героями татарских сказок.

С самых ранних лет наши мамы вводят нас в волшебный мир сказок и легенд своего народа, с которым нас объединяет язык и культура, духовное богатство хочет вам передать.

Послушайте пожалуйста, стихи:

 

Край родной! Как ты сердцу дорог!
Я люблю тебя всей душой!
Здесь мой дом, здесь мой каждый шорох,
Запах трав и букет полевой!
Я привыкла к тиши твоей мудрой.
Мне знаком деревенский покой.
И приятно так ранним утром
Пробежать по траве босиком!.

 

Педагог: Ребята, о каком крае сложены эти стихи ?

(Ответы детей)

Педагог:  В нашем краю с давних времен живут в дружбе и согласии представители разных народов. Назовите мне, люди каких национальностей живут на нашей малой родине- в Свердловской области?

Дети:  русские, татары, мордва, немцы, ….

Педагог: Ребята, ранее мы уже познакомились с вами с историей и культурой немецкого народов. А сегодня к нам придёт гость, который может нам рассказать много интересного о своей культуре.

( звучит татарская мелодия). Входит девочка Динара. Динара одета в татарский национальный костюм.

Динара: Хәерле иртә егетләр, на моем родном татарском языке слово «Доброе утро дети». Попробуйте поздороваться на моем языке, мне будет очень приятно.

Дети:  Хәерле иртә егетләр!

Педагог: Расскажи нам о своем народе. Признаемся, что мы еще очень мало знаем об истории и культуре татарского народа.

Динара: Разрешите мне кратко о своей родной родине рассказать стихами.

 Как дорог мне родной мой край!

Могучих наших предков стан.

Дороже чем небесный рай,

Родной и славный Татарстан.

Люблю волшебный лес зимой,

Тоскливый скрип нефтекачалок,

В полях уснувших крепким сном,

Под белоснежным одеялом.

Весной люблю разливы вод.

Прилет скворцов подарит радость,

а звезд весенний хоровод,

Навеет грусть, тоску и благость.

Люблю моря летних полей,

Вечерних деревень усталость.

Прощальный оклик журавлей

и осени печальной жалость.

Люблю тебя родной мой край,

Судьбой подаренный в наследство.

Дороже чем небесный рай,

В краю родном, осталось детство.

 Педагог: Наши дети, конечно же, тебе рады. Как ты красиво одета! Даже имя у тебя необыкновенное.

Динара: Такое платье с воланами, жилетку, украшенную мехом надевают по праздникам все татарские девушки. А на голову одеваем калфак. Правда, выглядит нарядно?

Вы удивляетесь моему имени? Слово «Динара» «драгоценная», и сравнивается в трактовке с «динаром».

Педагог: И наряд твой, и имя нам очень нравятся.

Динара: А в моем родном селе много домашних животных, целые стада.

Педагог: А сейчас, Динара, поиграем в игру

Игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. 

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).


Диана: Молодцы, дети, ловко вы играете. А я сегодня как раз хотела вас пригласить посмотреть мой настольный театр, Я хочу показать вам татарскую сказку о животных, которая называется «Шах - петух».

Я позвоню в маленький колокольчик,

А вы пока закройте глаза ладонями, и позовите сказку.

Надо сказать слова: 1.2,3 сказка в гости приходи. (звонит в колокольчик).

На столе появляется фигурка петуха: «Здравствуйте ребята!»

Динара от имени персонажей сказки рассказывает сказку, привлекая некоторых детей: достать из коробочки фигурку героя сказки, изобразить животное (детьми выполняются маленькие этюды).

Когда Динара закончила рассказывать и показывать сказку, воспитатель спрашивает у детей:

Понравилась ли вам сказка, которую рассказала Динара?

У сказки говорящее название «Шах -петух». Кого в этой сказке можно так назвать и почему?

Как вы думаете кто такой шах?

Почему сказку назвали «шах- петух»?

Какой был петух?

Какие сказки напоминает вам этот сюжет?

Динара: Вы правильно ответили на все вопросы. Да, ребята, так бывает, что сюжеты сказок очень похожи. Ведь люди разных национальностей одинаково мечтают о мире и согласии, о добре и уважении. А сейчас, ребята, могули я вас попросить, чтоб вы из обрывков цветной бумаги сделали такой домик для друзей, каким вы его представляете.

Под татарскую мелодию дети выполняют аппликацию методом обрыва

на тему: «Цветы»

Педагог: Динара, мы дарим эти цветы на память о нашей встрече. Ты - для нас настоящий друг!

Динара: Перед уходом я хочу прочитать вам стихотворение Т. Овчинниковой

Дружат лисята, слоны и медведи,

Козочки дружат, коровы и дети.

Выбрала лошадь для дружбы… котенка-

Нежно заботится, как о ребенке.

Утром по полю котенка катает,

Вечером песни ему напевает.

Дружба-наука, дружба - искусство,

Дружба- прекрасное, доброе чувство.

Педагог: Спасибо, тебе дорогая гостья! Ты рассказала нам сегодня много нового о жизни татарского народа и их замечательную добрую и поучительную сказку!

Динара: До свидания кадерле дуслар!

Дети: До свидания, Чулпан. Приходи к нам еще в гости, мы будем тебе всегда рады! (под звуки татарской мелодии Динара уходит)

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось и понравилось? (ответы детей)