СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для старших дошкольников "Жигулевские горы - жемчужина Самарского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по формированию историко – географических представлений у детей старшего дошкольного возраста о Самарском крае посредством технологии «Открытая коммуникация»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для старших дошкольников "Жигулевские горы - жемчужина Самарского края"»

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Жигулевские горы - жемчужина Самарского края»



Цель: Формирование у детей знаний о Жигулевских горах в Самарской области, вызвать интерес к природе родного края.


Задачи:

Образовательные: Обогащать знания детей о Самарском крае, о Жигулевских горах как о «жемчужине» Самарской области, познакомить с историей и легендами Жигулей. Формировать навыки правильного поведения в походе

Развивающие: Развивать общие познавательные способности детей: наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, излагать своё мнение, задавая и отвечая на вопросы.

Воспитательные:  воспитывать любовь, чувство гордости к родному краю; бережное отношение к историческому наследию.


Оборудование: Ноутбук, презентация; карточки с изображением лабиринта; пластилин, пластина-основание, схема постройки горы с пещерой; обруч, обшитый голубой тканью, мягкие модули, бросовый материал (коробочки из-под сока, мятая бумага, стаканчики из-под йогурта и т.д.), контейнер для сбора мусора; микрофон.





Предварительная работа:



Основные этапы

Временные затраты

Действия, деятельность взрослого

Действия, деятельность детей

Оборудование и материалы

Организа

ционный момент




Природа щедро наделила наш Самарский край живописными местами. Привольно раскинулся он в среднем течении великой русской реки Волги. А жемчужиной Волги справедливо считаются древние горы Жигули.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход по Жигулевским горам и узнать, почему их называют жемчужиной Самарского края.

Жигулёвские горы находятся на правом берегу Волги, а наш город расположен напротив, на левом берегу.

Давайте подумаем, как мы сможем добраться к горам? 

Конечно, лучше всего отправиться в путешествие по воде.

Какой водный транспорт вы знаете? (Теплоход, лодка, катер, яхта и др.)

- Решено, поплывем на ………..












Ответы детей





Дети выбирают капитана, занимают места, и под музыку «Течет река Волга» отправляемся в путешествие по р. Волга.



Основная часть


- чтобы отправиться в поход, нам нужно собрать наши туристические рюкзаки, а также нам нужна карта (на слайде появляется карта нашего похода).

- Ребята, для того чтобы правильно собрать рюкзак, следует выполнить задание!

- Итак, прошу назвать, какие вещи вы возьмёте с собой в поход, а какие нет. (слайд)

- Ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием.

- Как вы считаете, нужно ли нам знать правила поведения в горах?

- А зачем нам их знать?

-Назовите эти правила.

Правила поведения в горах:

  • строгое выполнение указаний экскурсовода, а также

  • сопровождающих лиц;

  • в горы нужно ходить группами, а не в одиночку, так как без взаимопомощи в трудных ситуациях не обойтись;

  • нельзя лазать по скалам и каменным глыбам без страховки, ведь можно поскользнуться, или сорваться вниз;

  • нужно быть предельно внимательным и осторожным;

  • нельзя рвать ценные растения, так как они занесены в Красную книгу;

  • следует придерживаться маршрута и не отходить от него.

-Хорошо, обратите внимание на слайд, и назовите правила поведения в природе, которые не были названы.

Физкультминутка.

Как кораблик мы плывём,

Быстро вёслами гребём

Повернулись мы налево,

Посмотрели мы направо

Покружились на волнах,

Покачались волнам в такт.

А теперь мы все на мели

И на горы посмотрели (слайд1- Жигулёвские горы)





Помощником-проводником в нашем путешествии по Жигулевским горам будет……

- Перед нами Жигулёвские горы. В горах располагается Жигулёвский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука».

- Ребята, а вы знаете, почему Жигулёвские горы так называются? (ответы детей)

Современные исследователи считают, что название Жигули происходит от слова «джигули», что означает гужевой, запряжённый. Так называли бурлаков, проживавших здесь. Кто такой бурлак? Бурлак - рабочий, который идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно.

Есть ещё одна интересная история о том, почему горы назвали Жигулёвскими.

Давным-давно суда, которые ходили по Волге, останавливали разбойники. Если хозяева судов отказывались заплатить им мзду (выкуп), их подвергали порке горячими розгами. Эта порка называлась "жечь", "ожег", а проводящие её - "жигули".


Жигулёвские горы густо покрыты лесами (фото).

- На склонах гор растут клёны, значит там лес какой? (кленовый), липы - лес…?, осины - лес…?, сосны – бор…?

- Большая часть Жигулёвского заповедника закрыта для посещения, как вы думаете почему? (ответы детей: некоторых животных, птиц и растений осталось очень мало, они погибают от рук человека и плохой окружающей среды, поэтому их нужно оберегать и охранять. Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто бы не охранял?



Чтобы туристы не топтали уязвимые горные почвы, на некоторой высоте от земли проложена специальная тропа. Идти разрешается только по ней.

- Посмотрите, пред нами Усинский курган или гора Лепёшка. Она находится в месте слияния рек Уса и Волга, имеет приплюснутый вид, за это её и прозвали Лепёшкой. С этой горы начинается гряда Жигулевских гор, идущая далее, вниз по течению Волги. Усинский курган - это одно из самых красивых мест Самарской Луки.

Именно в этой горе по легенде закопан клад Стеньки Разина. Легенда гласит: «На склоне горы Лепёшка закрыт в землю Стенькой Разиным клад. В этом кладе было 2 ведра с золотом до самого верха. На этих вёдрах был сверху положен железный лом. Если хочешь взять клад, то должен этот лом не пошевельнуть. Много времени прошло с тех пор, но клад так и не стали рыть – бояться пошевелить лом, который заговорен.

- Предлагаю найти путь к сокровищам на кате-лабиринте. Задание (лабиринт)



С Горы Лепешка открывается вид на соседний Молодецкий курган. Эта вершина полна легенд и преданий. Высота кургана 200 метров. С названиями этих мест связана трагическая легенда, повествующая о любви и предательстве.


Давным-давно на месте Жигулевских гор была плодородная равнина, где люди жили в мире и достатке. Узнав об этом, злые кочевники решили напасть на благодатный край. Переплыв Волгу, они встретили на берегу парня и девушку, которые приказали им уйти. Кочевники начали стрелять, но смельчаки стояли невредимыми. Приглядевшись, захватчики поняли, что перед ними не люди, а две горы, внезапно выросшие из земли. Волга подняла волны и перевернула вражеские лодки. С тех пор на берегу стоят два утеса: Молодецкий курган и Девья гора.


Неизвестно, насколько правдивы легенды, а вот то, что у подножья Девьей горы располагался дозорный стан Степана Разина – это исторический факт.


Окрестности Девьей горы и Молодецкого кургана являются излюбленным местом посещения и отдыха туристов, ежегодно здесь проводятся различные фестивали и слёты.


Гора Стрельная является самой высокой вершиной Жигулей. На её вершине каменные глыбы образуют грот, в котором, по преданию, располагался дозорный пост «вольных людей». Отсюда они просматривали течение Волги на 40 вёрст и кострами подавали скрывавшимся за островами разбойникам весть о приближении купеческих караванов. И вылетали тогда спрятавшиеся в засаде разбойники «из-за острова на стрежень», и грозный их клич заставлял гребцов бросать вёсла, а купеческие сердца- трепетать от страха.


Царёв Курган. Его название пошло от царя Ивана Грозного. Как- то, находясь в Жигулёвских горах, захотел он пересчитать своё войско. Царь велел каждому своему воину бросить на одно и то же место по горсти земли. Когда войско исполнило приказ, из горстей земли образовался Курган – великан. Высота кургана составляла 80 метров. И стали называть его Царевым Курганом.


- Ребята, отгадайте загадку:


То, что скрыто в горе.

В ней, как будто в норе.

Она глубокая, опасная,

Всякая, разная.

Что это?

(пещера)


Пещера Степана Разина среди местных жителей передаётся из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в неё были такими, что раньше в неё въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру со стороны Самарской Луки был прикрыт лесом. Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно.

- Настоящие горы и пещеры делает сама природа. Мы с вами можем изготовить макет горы с пещерой, как в легенде о Царевом кургане. Попробуем?


Утёс Шелудяк. Сподвижник Степана Разина Фёдор Шелудяк, спасаясь от царских стрельцов, решился броситься с утёса в Волгу. Неожиданно камни раздвинулись под ним, и попал он в прохладное подземелье самой Хозяйки гор. Долго жил в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Затосковал лихой атаман Шелудяк и умер. Сильно переживала Хозяйка эту смерть, слёзы её текли ручьями на каменную чашу. Так образовался родник. И до сей поры, бежит ручей с того места, которое ныне называется Каменной Чашей. А утёс с той поры называют Шелудяк.


Каменная Чаша -это место называют в заповеднике Самарская Лука, где горы образуют как бы круг, напоминающий чашу. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. Вода в роднике прозрачная, чистая, прохладная, освещена и считается целебной.

Любой усталый путник может здесь отдохнуть, попить прохладной водички.

- А где же родник? Посмотрите, кто - то завалил родник камнями, мусором.

- Ребята, нам нужно расчистить родник от камней и мусора. Ведь к роднику прилетают птицы, приходят животные. Им без воды не выжить.

Подвижная игра «Очистим родник». Дети делятся на две команды и встают за линию старта. Напротив, на расстоянии находится «родник» (обруч, обшитый голубой тканью). Сверху в беспорядке лежат «камни» (мягкие модули), бросовый материал (коробочки из-под сока, мятая бумага, стаканчики из-под йогурта и т.д.). Рядом стоит контейнер для сбора мусора. По сигналу первый игрок бежит, берет один предмет (бросовый материал) и складывает в контейнер. Если это мягкий модуль, то убирает в сторону. Возвращается в конец своей команды. Бежит следующий игрок. Игра продолжается, пока не очистят «родник».


Гора – Верблюд.

- Свое название скала получила за схожесть в очертаниях с головой этого животного. К сожалению, со временем из-за эрозии скальный «верблюд» стал на себя походить все меньше, поскольку здесь шла подземная добыча камня, и какие-то фрагменты осыпались. Но и сейчас, если хорошо присмотреться, «верблюда» можно рассмотреть.

Недра горы Верблюд изрезаны подземными галереями (штольнями), в которых прохладно даже в самые знойные дни. Здесь до сих пор сохранились рельсовые пути, по которым в начале века толкали тачки с известковым камнем. Сегодня штольни облюбовали летучие мыши. В этих искусственных пещерах на данный момент зимует одна из самых больших колоний летучих мышей в европейской России.

Добыча нефти в Жигулевских горах

Жигулевские горы — одно из первых в Самарской области мест нефтедобычи. Нефть залегает здесь очень глубоко (500-1900 метров). С 1943 года функционирует Зольненское нефтяное месторождение. На первых порах из одной скважины в сутки добывали около 300 тонн нефти. Сейчас же — не более 90 тонн. Нефть Зольненского месторождения ценится за высокое качество.


У каждой команды табличка с перечнем вещей. Дети обводят в кружок вещи необходимые для похода. (выполняют задание)








Дети по очереди называют правила проверяют по картинке на слайде и дополняют свои ответы.






















«сошли с корабля на берег»


ответы детей

























Ответы детей:

Если бы заповедник не охранялся, было бы много охотников, которые убивали животных и птиц, и их бы совсем не осталось на земле. Люди бы рвали и топтали растения, которые тоже со временем исчезли бы.





Дети слушают, рассматривают слайды




Дети разбиваются по парам и

Выполняют задание «лабиринт»






Дети рассматривают слайды, слушают легенды
















































Дети изготавливают макет пещеры из пластилина




























Дети играют в игру «Очистим родник»














































На экране 1 слайд презентаци «Жигулевские горы»



Слайд с изображением бурлаков
























Слайд «Туристическая тропа»


слайд «гора Лепёшка»











Задание (лабиринт)





Слайд «Молодецкий курган»










Слайд «Молодецкий курган и Девья гора»








Слайд «Гора Стрельная»









Слайд «Царёв Курган»
















Слайд «Пещера Степана Разина»



Комочки пластилина, пластина-основание, схема постройки пещеры


Слайд «Утёс Шелудяк»








Слайд «Каменная Чаша»













обруч, обшитый голубой тканью; мягкие модули; бросовый материал (коробочки из-под сока, мятая бумага, стаканчики из-под йогурта и т.д.); контейнер для сбора мусора




Слайд «Гора – Верблюд»






Слайд «Штольни»









Слайд «Нефтяная установка в Жигулевских горах»


Заключи тельная часть


Итог. Наш поход по Жигулевским горам закончился. Пора возвращаться, садимся в лодку.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши, — (Присели.)

Плывет лодочка-краса —

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Вот и закончилось наше путешествие.

Рефлексия. Пока мы возвращаемся, предлагаю провести прессконференцию и узнать, что вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии.


Дети проходят на лодку (яхту), выполняют движения по тексту






Дети по очереди задают вопрос о Жигулевских горах













микрофон











Загадки:

  1. Её берет с собой геолог, турист, водитель, археолог. (Карта)

  2. Увидеть сможешь всё кругом: долину, реку Волгу, дом, лес, автостраду и машину, когда взберёшься на вершину. (Горы).

  3. Самая большая российская река.

Не Енисей, не Кама и даже не Ока.

Зовут ее все матушкой,

А в прошлые века

Там бурлаки-ребятушки,

Чья участь нелегка,

Тащили баржи с грузами:

Огромными арбузами,

Специями, тканями…

Речку ту узнали вы? (Волга)



Подвижная игра «Тоннель»

Дети делятся на 2 команды и встают за линию старта. Перед ними расставлены тоннели из дуг с тканью. По сигналу первый игрок проползает по тоннелю, добегает до ориентира и возвращается бегом обратно или садится на место. После игры дети садятся на место.

«Кто с каким деревом дружит?»

(На доске изображены дуб, сосна, берёза, рябина, осина, ель; кабан, лось, заяц, медведь, белка, дятел, клёст, снегирь. (Дети объясняют, что дятел дружит с рябиной, елью, сосной, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок. Кабан дружит с дубом, потому что любит жёлуди. Лось дружит с рябиной, дубом, елью и сосной. Он ест ягоды рябины, семена шишек, жёлуди. Заяц дружит с осиной, так как любит полакомиться её корой. Медведь дружит с дубом, елью, сосной, рябиной. Он ест жёлуди, семена шишек, ягоды рябины. Белка дружит с дубом, елью, сосной, рябиной. Она питается ягодами рябины, желудями, семенами шишек. Снегирь дружит с рябиной, потому что питается её ягодами. Клёст дружит с сосной и елью, потому что ест семена шишек.)

«Чьи следы?»

Посмотрите, сколько следов! Какие животные их оставили? (Карточки со следами волка, медведя, кабана, лисы, зайца, белки.) (Дети определяют, кому принадлежат следы.)

Физкультминутка «Пароход».

От зелёного причала (встать)

Оттолкнулся пароход (покачивания),

Он шагнул назад (шаг назад),

А потом шагнул вперёд (шаг вперёд).

И поплыл, поплыл по речке (движения руками),

Набирая полный ход (ходьба на месте)!



5 конвертов – 5 отгадок (буквы) – составить слово ВОЛГА и выйти к теплоходу.

В – Работа с картой «Расставь значки»

О - загадки

Л – игра с мячом «Земля -воздух» (Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слова «земля» или «воздух». Ребенок должен назвать животное или птицу Самарского края)

Г – Д/и «Природоохранные знаки»

А - кроссворд

- Занимаем свои места на теплоходе. Мы вновь поплывем по нашей великой р. Волге, которая кормит и поит не только растения и животных наших заповедных мест, но и нас с вами.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы Волга была чистой, а природа здоровой?

(ответы детей)

- Что бы сказала Волга, если бы умела говорить?