Конспект занятия по ПДД для старшей группы «Безопасный перекресток»
Тема: «Безопасный перекресток»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Форма проведения: игровое занятие с элементами беседы и творчества.
Время: 25-30 минут.
Цель: формирование у детей представления о перекрестке, видах перекрестков и правилах безопасного поведения на нем.
Задачи:
познакомить с понятием «перекресток», объяснить его виды (регулируемый и нерегулируемый);
закрепить знания о сигналах светофора и дорожных знаках («Пешеходный переход», «Перекресток»);
уточнить и расширить знания о правилах перехода проезжей части;
развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память;
развивать связную речь, обогащать словарный запас (перекресток, регулируемый, нерегулируемый, зебра, светофор, пешеход);
фоспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
формировать культуру поведения на улице и дисциплинированность.
Материалы и оборудование:
макет перекрестка с дорожными знаками, игрушечными машинками и человечками;
картинки с изображением разных видов перекрестков;
дидактическая игра «Собери знак» (разрезные картинки);
карточки с сигналами светофора (красный, желтый, зеленый человечки);
атрибуты для сюжетно-ролевой игры: жезл регулировщика, фуражка, шапочки-маски светофоров, шапочки машин, знаки пешеходного перехода;
листы бумаги, карандаши или фломастеры для продуктивной деятельности.
Ход занятия:
1. Вводная часть (Организационный момент) – 3-4 мин.
(Дети сидят полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в город Безопасности. Но чтобы попасть туда, нужно отгадать загадку:
Где есть эта разметка,
Там иди смелей, ребятки!
Полосы бегут вперед,
Тебя к цели доведут!
(Пешеходный переход / «Зебра»)
Воспитатель: Правильно! А скажите, где чаще всего встречаются пешеходные переходы? (Ответы детей: на дорогах, на улицах). А что бывает, когда одна дорога пересекает другую? (Ответы детей). Это место называется ПЕРЕКРЕСТОК. Вот именно туда мы сегодня и отправимся, чтобы узнать все его секреты.
2. Основная часть – 15-18 мин.
а) Беседа и рассматривание макета.
Воспитатель: (Показывает макет перекрестка). Посмотрите, это макет перекрестка. Что вы здесь видите? (Дороги, машины, светофор, знаки, пешеходов).
Воспитатель: Перекресток – это место, где пересекаются две дороги. Он может быть разным.
(Показывает картинки)
Регулируемый перекресток – на нем есть светофор или регулировщик. Он помогает машинам и пешеходам договориться, кто едет, а кто стоит.
Нерегулируемый перекресток – на нем нет ни светофора, ни регулировщика. Здесь главный помощник – дорожный знак «Пешеходный переход» и «зебра».
Воспитатель: Давайте вспомним правила перехода через дорогу на перекрестке.
Если есть светофор – переходи только на зеленый сигнал!
Даже на зеленый свет сначала посмотри НАЛЕВО, дойди до середины – посмотри НАПРАВО.
Если светофора нет, найди знак «Пешеходный переход» и «зебру». Остановись у края дороги, посмотри налево, затем направо, убедись, что все машины остановились, и только тогда переходи.
б) Дидактическая игра «Собери знак»
Дети делятся на 2-3 команды. Каждая команда собирает из частей дорожный знак («Пешеходный переход», «Дети», «Светофорное регулирование») и объясняет, что он означает.
в) Физкультминутка «Светофор»
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем!
На красный свет – стоим на месте и грозим пальчиком («нельзя!»).
На желтый – ходим на месте, готовимся.
На зеленый – шагаем на месте.
(Воспитатель показывает карточки с цветами, дети выполняют действия)
г) Сюжетно-ролевая игра «Мы на перекрестке»
Дети распределяют роли: два «светофора» (для машин и для пешеходов), несколько «машин», «пешеходы». Воспитатель может взять на себя роль регулировщика или рассказателя. Разыгрываются ситуации:
Переход на зеленый свет.
Переход по «зебре» без светофора (машины должны пропустить пешеходов).
Ситуация-ловушка: машина стоит, но за ней может быть другая, которая ее обгоняет. Акцентируется внимание на необходимости убедиться в полной безопасности.
3. Продуктивная деятельность (закрепление) – 5-7 мин.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем жителям города Безопасности и нарисуем для них самый безопасный перекресток. В вашем рисунке должны быть все элементы, которые помогают пешеходам перейти дорогу.
Дети рисуют перекресток. Воспитатель индивидуально беседует с каждым по рисунку: «Что ты нарисовал? Как правильно перейти здесь дорогу?»
4. Итог занятия (рефлексия) – 2-3 мин.
(Дети снова садятся полукругом)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:
Как называется место, где пересекаются две дороги? (Перекресток)
Какие бывают перекрестки? (Регулируемые и нерегулируемые)
Как правильно перейти регулируемый перекресток? (Только на зеленый свет, посмотреть налево, затем направо)
Что нужно сделать на нерегулируемом перекрестке? (Найти «зебру», остановиться, посмотреть по сторонам, убедиться, что машины остановились).
Воспитатель: Вы все сегодня были очень внимательными и узнали много важного. Теперь вы точно знаете, как вести себя на перекрестке. Будьте осторожны и помните эти правила!
Мотивация для дальнейшей деятельности: Ребята, свои рисунки мы разместим в нашем уголке ПДД, чтобы всегда помнить о правилах безопасности. А вечером мы с вами построим большой перекресток из мягких модулей и поиграем!