Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Конспект занятия-исследования
(факультатив «Исследователи» 1 класс)
по теме: «Почему их так называют? Выдвижение гипотез.»
разработала:
учитель высшей
квалификационной категории
Суханова Ираида Анатольевна
г. Арзамас, 2019г.
Цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, учебно-познавательных) учащимися 1 класса в предметной области окружающий мир по теме: «Птицы»
Задачи:
образовательная – выяснить о признаках, которые положены в основу того или иного названия птицы посредством выдвижения гипотез.
развивающая - развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, природе, родному краю.
Ход занятия
1.Организационный момент.
(Дети встают полукругом, лицом к гостям) (слайд.2)
— Дети, улыбнитесь друг другу. Мы рады приветствовать гостей нашего лицея. Специально для вас Варя Шитеева написала стихотворение. Давайте его послушаем.
Посмотрите на наш класс,
Здесь кругом таланты:
Есть спортсмены среди нас,
Есть и музыканты!
Есть танцоры, есть певцы,
Поэты и художники,
И исследователи есть,
И мамины помощники.
Мы зимой на лыжи встали
И всем классом побежали.
На экскурсиях бывали,
Много нового узнали.
В нашем классе так же есть
Доска интерактивная.
С ней уроки веселей,
Ярче и активнее!
Нам условия создали.
Очень постарались,
Чтобы все таланты наши
Лучше раскрывались!
Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
2. Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа.
— Исследовать – идти по следу. Посмотрите на доску, выберите по какому следу вы пойдёте.
(На доске: следы четырёх цветов – жёлтый, зелёный, красный, синий)
(На партах следы разных цветов)
- Займите свои места в группах по цветам, которые вы выбрали.
Знакомство с темой занятия.
Какие тайны разгадаем сегодня, о ком они, догадайтесь сами.
Снится ночью пауку, чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла …
Прилетит – плохи дела…..(птица) (слайд.3)
— С чего начинается любое исследование? (с проблемы). (слайд.4)
Сегодня мы поговорим о разных птицах: больших и маленьких, знакомых и не очень…Вслушайтесь в названия птиц. До чего славные бывают у птиц имена! Ну, например, птица-чечевица. Или овсянка, просянка, коноплянка, пастушок, зяблик, юла? Неужели пастушок и в самом деле кого-то пасет? А юла – юлит? Услышав, птичьи имена, какие вопросы у вас появились?
Тема нашего занятия: «Почему их так называют?» (слайд.5)
3.Постановка цели
Наша цель: найти ответ на вопрос « За что же птицы получили свои названия?»
4.Подготовка к основному этапу (слайд.6)
Один ум – хорошо, а три – лучше. Работаем в тройках, заполняем таблицу. Внимание на экран! Учащиеся знакомятся с таблицей (1 часть см. приложение 1.)
Дети выдвигают гипотезы (работа в тройках 1-2 минуты)
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Слушаем гипотезы, выдвинутые детьми с опорой на слова подсказки.
— Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования) (слайд.7)
- Какой первый и главный метод использует исследователь? ( Подумать самостоятельно) (слайд 8.)
— Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно, а всегда ли этого достаточно?Какие методы исследования мы можем использовать?
- посмотреть книги о том, что исследуем; (слайд.9)
- спросить у других людей; (слайд.10)
- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет (слайд.11)
- понаблюдать (слайд.12)
Работа в тройках ещё 5 минут! Заполняем таблицу (слайд.13)
Фоновая музыка «Звуки леса!» (слайд.14-15)
- Дети, кто узнал эту птицу? (Фото кукушки). (слайд.16-17) Вот эту серую, с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? (слушаем ответы детей из жёлтой команды)
Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Фиксируют полученные данные в таблицу.
Кукушка сама подсказала людям, как ее называть. Кукушки, единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда и никогда сами не выкармливают своих птенцов. А вот почему она это делает, вы узнаете в апреле, во время поездки в Чернухинский музей природы.
Вывод: Кукушка получила своё название из-за того, что она кричит «Ку-ку! Ку-ку!»
-Дети, кто догадается, как зовут эту птицу! (Фото бородача) (слайд.18-19)
(слушаем ответы детей из красной команды)
Вывод Бородача так назвали за особенности внешнего вида
А вот еще одна птичка. Кто это? (фото зяблика) (слайд.20-21)
(слушаем ответы детей из синей команды)
Странное у этой птицы имя – зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, всё время зябнет. А на самом деле …..
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Упрямый зяблик».
Оправдались наши предположения?
Оказывается зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.
Вывод: птичка зяблик получила свое имя по времени обитания.
Небольшую серовато-бурую птичку назвали?..(фото козодоя) козодоем. (слайд.22-23)
А как вы думаете почему? Почемучки настойчиво и неутомимо ищут ответы на вопросы. Обратимся к рассказу Н. Сладкова. Прочитай и докажи, что козодой – название-ошибка.
Дети читают рассказ Н. Сладкова «Козодой»
Назвали птицу козодоем, а она молока в рот не берёт! Осоед ос ест, овсянка овёс клюёт. Что правда, то правда. А вот козодой коз не доит.
Летать над стадом он любит. Бывает, покрикивает над стадом и в крылья, как в ладошки, похлопывает. Но это он не молока выпрашивает, просто жуков и бабочек ловит. Стадо вспугивает их из травы, а он ловит. Рот у него большущий, словно сачок. Ловкий рот. Но коз он не доит. И не доил никогда.
...А всё равно козодой!
Где любит летать эта птичка? Что она делает? С чем сравнивает автор рот этой птицы? Найди и подчеркни в тексте.
Многообразен мир птиц. И каждая – особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы – прекрасны. Птицы – вестники радости.
Итак, названия птиц появились не случайно
Проверим, как вы заполнили таблицу.
6.Физкультминутка. Наши птички, наверное, проголодались. А давайте ка сварим им кашку! Танец «Варись кашка» с 15 по 133 сек.
Как вы думаете, нашей гостье кашка понравиться? Мы сварили сказочную кашку, а вот кормушки у нас за окном самые настоящие. И нам есть, что туда положить!
Сегодня мы лишь приоткрыли для себя тайну имени птиц.
А впереди вопросов столько, что не перечислишь. А где вопрос, там и тайна. Тайна, что загадка: непременно разгадать хочется.
- Что мы узнали сегодня?
Карточка - помощник : (слайд.26)
1. Мы узнали тайну названий …(птиц)
2. Оказывается, что кукушка получила свое название за особенности пения, голоса, бородач – за особенности внешнего вида, зяблик – за время обитания.
3.У некоторых птиц, например, у козодоя, бывают названия – ошибки.
4. Мы сделали заключение: Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название
7.Рефлексия. Радуга (слайд.27)
8. Самооценка. Оцени свою работу. Выбери нужную тебе карточку. Отлично! Было интересно!
Я старался! И всё получилось!
Мне нужна помощь! (слайд.28)
Список использованной литературы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
Приложение 1 .
Почему их так называют?
Гипотезы:
Может быть,__________________________________________
Предположим,_______________________________________________________________________________________________
Допустим,___________________________________________________________________________________________________
Возможно,__________________________________________________________________________________________________
Что, если _____________________________________________
______________________________________________________
| Название птицы | особенности внешнего вида | особенности голоса | особенности поведения | особенности питания | ошибочное |
1. | Кукушка | | | | | |
2. | Бородач | | | | | |
3. | Зяблик | | | | | |
4. | Козодой | | | | | |
Приложение 2.
  ![]() |
Подумать самостоятельно |
 |
Посмотреть книги о том, что исследуешь |
 |
Спросить у других людей |
 |
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. |
 |
Понаблюдать |
Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу!
Приложение 3.
Карточка - помощник:
1. Мы узнали тайну названий …
2. Оказывается, что _______________ получила свое название за особенности пения, голоса, ___________ – за особенности внешнего вида, _____________ – за время обитания.
3.У некоторых птиц, например, у ____________, бывают названия – ошибки.
4. Мы сделали заключение: Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название
К самоанализу.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, заинтересованность
понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа
Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа, выполнение учебных действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач
Умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям; установление причинно-следственных связей.
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей