СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия педагога дополнительного образования МАУ ДО "ДЮЦ"г.Черняховска Чуркиной Е.В. "Лес наше богатство"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия педагога дополнительного образования МАУ ДО "ДЮЦ"г.Черняховска Чуркиной Е.В. "Лес наше богатство"»

Лес – богатство, красота! Береги свои леса!»

Автор педагог дополнительного образования Чуркина Е.В.

Цель: экологическое воспитание школьников.

Задачи:

1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

2. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

3. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

4. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

5. Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.

Оборудование: проектор, презентация «Лес – богатство, красота! Береги свои леса!» агитационный материал «Берегите лес!»; выставка рисунков учащихся 7 класса «Лес - наше богатство»; записи звуков природы в лесу.




Подготовительный этап: можно заранее, за несколько дней до праздника, вывесить в классе вопросы викторины. Закончить праздник можно выступлениями детей, заранее подготовленными ими.

Класс или зал, где будет проходить праздник, можно украсить плакатами с изображениями леса, высказываниями знаменитых людей, например, такими:

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Ее сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству» (Л. М. Леонов);

«Лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства» (К. Г. Паустовский);

«Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним» (Ф. Шатобриан).

Звучит песня «Наш край» Д. Кабалевского.

Эпиграф




Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса! (А. К. Толстой.)

История возникновения «Дня леса» (использование презентаций в ходе рассказа)

 21 марта, отмечается и Международный день леса. Эта памятная дата и праздник были основаны Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО) по инициативе Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году.

А в России тоже отмечают «Российские дни леса» – это 15-17 сентября.

Лес - национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле.

Ведущая

Забота о сохранении и умножении богатств природы — долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность — беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса — это также дом для многих животных, не будет леса — погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Вот как важно, ребята, беречь и охранять наши леса!

Ведущий

Сегодня, ребята, мы с вами вспомним о лесе и его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатства.

Ведущая

Давайте, ребята, вспомним с вами народную мудрость: пословицы, поговорки, загадки о лесе.

Конкурс «Все о лесе»

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе последним. Кто-нибудь из учеников произносит первую пословицу.

Например: «На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку».

«Нет леса — посади, мало леса — не руби, много леса — береги».

«И лес шумит дружней, когда деревьев много».

«Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

«Лес и вода – родные брат и сестра».

«Был бы лес, а соловьи прилетят».

«Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство».

Победителем этого конкурса оказывается тот, кто последним назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе.

Ведущая

Друзьями леса по праву считают птиц. Как лес не может существовать без птиц, так и многие пернатые не могут жить без него. А знаете ли вы, ребята, птиц наших лесов?

Викторина «Птицы — друзья леса»

Победителем становится тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов.

1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах самая маленькая? (Королек.)

У каких птиц самки зеленые, а самцы красные? (У клестов.)

Какая птица зимой белая? (Белая куропатка.)

Чем воронье гнездо отличается от сорочьего? (Воронье гнездо, круглое с крышкой, а сорочье — плоское.)

Где гнездятся скворцы? (в скворечниках, дуплах деревьев.)

Какая птица быстро меняет весной окрас своего оперения? (Белая куропатка.)

У какой птицы поют как самцы, так и самки? (У снегиря.)

Какая птица не высиживает птенцов и не вьет гнезда? (Кукушка.)

Какая птица запасает добычу, накалывая ее на колючки кустарников? (Сорокопут.)

Какие птицы обитают у нас только зимой? (Чечетки, свиристели.)

Самки каких птиц больше по размеру и сильнее самцов? (Хищных.)

Ведущий

Большой вред наносят люди, засоряя наши леса, устраивая здесь свалки мусора. Большой ущерб наносят лесам каждый год пожары. Многие из них начинаются по вине людей, которые оставляют в лесу горящие костры.

Ведущая

Теперь, когда мусор убран, пожар потушен, можно погулять по лесу. Но что это? Мы заблудились, попали в самую чащу, здесь так темно, что приходиться выбираться из леса почти на ощупь. Кто же первым выйдет из чащи?

Конкурс «Назови дерево»

 - В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы.

Сели на косицы.

( берёза)

- Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

- С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

(липа)

- Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит?

(осина)

 - Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

Ведущий

Много интересного можно узнать из книг, различных энциклопедий о лесных растениях, об их полезных, необычных свойствах. Так, например, в городах деревья спасают людей от сажи и дыма. В частности, один тополь задерживает 100 г сажи. Липа хорошо уживается с асфальтом, она может расти в асфальтовой лунке более 60 лет.

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

  1. Какое растение называют сосной сибирской: 
    A) лиственницу;
    B) кедр.

  2. Где зимуют ласточки: 
    A) в Австралии;
    B) в Африке.

  3. Кит – это: 
    A) рыба;
    B) млекопитающее.

  4. Название «адмирал» носит: 
    A) жук;
    B) бабочка

  5. С какой стороны дерева растет мох: 
    A) с северной;
    B) с южной

  6. Хвоинки сосны: 
    A) двухгранные; 
    B) трехгранные

  7. Сколько пар ног у паука: 
    A) три; 
    B) четыре

  8. На стволе березы растет гриб: 
    A) чага;
    B) подберезовик

  9. Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
    A) кислород; 
    B) углекислый газ

Экологическая страничка «Правила поведения в лесу»

Мы в лесу гости, а, чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила).

Самый страшный враг леса – это пожар.

Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Заострить внимание детей, что из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной – сжечь 1000000 деревьев.

Будьте осторожны с огнём!

– Не разжигай костер в лесу без взрослых. 

– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев. 

– Не оставляй мусор в лесу. 

– Не разоряй птичьи гнёзда. 

– Не разоряй муравейники. 

– Не рви охапками цветы. 

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, 
Если все сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. 

Объясните смысл пословицы «Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню».

– Не шумите в лесу. 

– Не ловите насекомых. 

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем. 

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Ведущая

Ребята, как вы думаете, что можем сделать мы, чтобы спасти наши леса от уничтожения?

Дети говорят о том, что нужно экономить бумагу, чтобы меньше деревьев рубили для ее изготовления, собирать макулатуру, подкармливать зимой птиц не мусорить в лесу, не разводить костры и т. д.

Итог мероприятия: Сегодня мы вспомнили о лесе и поговорили о том, как себя вести в лесу. Давайте обобщим всё услышанное и выведем свой «Лесной кодекс»:

– Мы будем осторожны с огнём в лесу!

– Мы не будем разжигать костер в лесу без взрослых. 

– Мы будем убирать за собой в лесу.

– Мы не будем лазать по деревьям, – ломать ветки.

– Мы не будем разорять птичьи гнёзда и будем строить скворечники.

– Мы не будем разрушать муравейники. 

– А собирать охапками цветы?

Заключение.

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…».